по-моему, огромная высота, что коммуна,
по-моему, глубочайшая глубина».
Родина наша продолжает свой путь к коммунизму. Пусть по коммуне, как Маяковский, меряют мастера советской литературы сорта своих стихов, романов, драм...
* * *
С чего он начал?
В 1910 году, семнадцатилетним юношей, Маяковский (он же, по партийной большевистской кличке, товарищ Константин) попал, после третьего ареста, в Бутырки. Там он в одиночной камере № 103 перечёл «новейших» - символистов: Белого, Бальмонта. «Разобрала формальная новизна, - вспоминал он. - Но было чуждо. Темы, образы не моей жизни».
Он начал с отрицания этого органически чуждого ему, ущербного и обречённого на гибель мира - в действительности и в поэзии, начал с ненависти и борьбы. Спустя три года, на чествовании Бальмонта, только что вернувшегося в Россию из-за границы, Маяковский, «приветствуя» поэта от имени его врагов, сказал:
«Когда вы начнёте знакомиться с русской жизнью, то вы столкнётесь с пашей голой ненавистью.
Вы пели о России - отживающих дворянских усадьбах и голых, бесплодных полях.
Мы, молодёжь, поэты будущего, не воспеваем всего этого. Наша лира звучит о днях современных. Мы слиты с жизнью».
От «Сологуба - гробокопателя и Андреева - отца самоубийц» он звал к современности и требовал от искусства вселить в людей любовь к жизни.
Чем была уже тогда для Маяковского Ахматова с её душным, комнатным мирком, с её неврастенической, страдальческой любовью. с её неземной тоской по невозвратному прошлому - по дворянским усадьбам, под сводами которых белеют фигуры полуразрушенных статуй у каменных арок семейного склепа, куда приносят оранжерейные розы вымирающие потомки тех, чьи портреты застыли в парадных залах?
Найдите его статью «Поэты та фугасах», датированную 1914 годом. Читайте:
«Мы пять лет орали вам, что у искусства есть задачи выше, чем облегчение выбора ликёров по прейскурантам Северянина, или щекотание отходящего ко сну буржуа романами Вербицкой...
Конечно, каждому приятно в розовенькой квартирке пудрой Бальмонта надушить дочку... иметь жену с подведёнными глазами, светящимися грустью Ахматовой...»
Ахматова находилась по ту сторону баррикад. И Маяковский - воинствующий глашатай нового, социалистического общества и нового искусства, принципиальный и непримиримый - отвергал Ахматову так же, как отвергал Северянина, Бальмонта и всех других, кому бросал он в лицо:
«Как вы смеете называться поэтом
И, серенький, чирикать, как перепел!»
Он боролся с ними, с их жалкими эпигонами, боролся всю жизнь.
В 1929 году Маяковский, наш современник, писал:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.