Он посадил Ройтберга в кабину и заставил управлять машиной на земле, а сам покачивал машину за крыло. Снова тянут веревку, снова те же громкие команды Федота, - но планер не летит, а пробежит по земле и остановится.
- Что же такое, дядя Федот? - возмущались мы.
- А ничего особенного. Вот, побегает по земле, а потом можно будет в воздух, - с неизменной улыбкой отвечал он.
Наконец машина с Ройтбергом поднялась, но она почему - то вздрагивала, болталась, крутила носом, рули ее трепались как в судороге, и мы успокоились только тогда, когда увидели ее на земле.
Федот каждого из нас долго испытывал на земле - и потом пускал в воздух. Я не помню своего первого полета. Смутно вспоминаются команды Федота Жукова. Помню, как машина рванулась вперед, книзу побежала земля, темнея и словно проваливаясь, а что было дальше - не помню. Я чувствовал под собой что - то мягкое, слегка вздрагивающее (хотя сиденье было сделано из грубой фанеры). Казалось, я сижу прямо на воздухе. Потом что - то стукнулось о землю, вокруг меня смеялись и прыгали люди. Федот подал мне руку и сказал:
- Ничего! Неплохо будете летать.
После этого не летать уже было нельзя. Мы все шестеро бредили полетами. Через несколько дней в полете Кольки Жукова «Орел» сломался, грубо стукнувшись о мерзлую землю на посадке.
Эта беда еще больше разожгла страсти. Отказаться от полетов никто не хотел. И новый планер мы строили не шестеро: в кружке было 72 человека. Мы организованно добывали материалы, и не было нужды «приласкать» что - нибудь у зазевавшегося соседа.
Многие после наших планеров стали теперь образцовыми летчиками, и нет ни одного такого, который бы не захотел летать».
Через несколько дней к Леониду Холоду пришла «делегация».
- Мы организовали планерный кружок, машина у нас есть. Помогите наладить полеты.
Леонид, не отвечая делегатам, позвонил на планерную станцию и через полминуты, повесив трубку, сказал:
- Ну, что ж. Пошли на старт.
На старте ожидал планер. Кружковцы уселись на траве. Леонид объяснял:
- Машина летит сама. Не мешайте ей, не двигайте управления, когда она идет хорошо. Когда машина кренится или опускает нос, тогда и вмешивайтесь: кренится машина вправо - легко отдайте ручку влево и смотрите на капот. Как только крен выровняется, сейчас же ставьте ручку нейтрально. Машина не любит резких скачков - управлять ею надо плавно, в ритм ее движениям. Чем меньше вы будете болтать рулями, тем лучше пролетите.
Вопросов не задавали. Слишком много их возникало, а хотелось скорей летать.
Первые занятия ушли на балансировку. По очереди учлеты садились в машину, выравниваясь по спинке сиденья. Настороженно следили за малейшими колебаниями машины. Прежде резкие и запоздалые движения становились равномерными. Комсорг Балаев, отличаясь особой чуткостью и внимательностью к машине, умело удерживал ее на высокой деревянной подставке.
Второе упражнение проходили с нетерпением. Желание уйти в воздух подмывало всех, а Холод настойчиво требовал рулить по земле. Он разрешал натягивать амортизатор на 10 - 12 шагов, отчего пилот никак не мог взлететь.
Первые взлеты планера были для кружковцев праздником. Требования Холода выполнялись всеми с предельной точностью.
- Ну, вот. Теперь вы летаете лучше меня. Я больше вам не учитель, - шутливо сказал Холод. - Вас ждет самолет. По вас скучают рекордные планеры. Видите, как скучно без вас облакам?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.