16 июля 1933 г. из города Ленинграда отправился транспортный пароход «Челюскин» под руководством коммуниста - полярника О. Ю. Шмидта и капитана В. И. Вороника. Обогнув Скандинавский полуостров, «Челюскин» 1 августа прибыл в столицу Заполярья, город Мурманск, где принял на борт дополнительный запас угля, воды и погрузил пятнадцатимесячный запас продовольствия, а также меховую одежду.
10 августа 1933 г. пароход «Челюскин» вышел в трудный полярный рейс, с тем чтобы произвести смену зимовщиков на острове Врангеля, доставить туда двухгодичный запас продовольствия, полярное снаряжение и строительные материалы для различных зверобойных кампаний и расширения научно - исследовательских работ на острове.
Арктический рейс парохода «Челюскин», кроме сбора научного материала по гидрохимии, гидробиологии, аэрологии, метеорологии и т. д., должен был послужить проверкой того, возможен ли проход Великим северным морским путем для грузовых пароходов - неледоколов, но специально приспособленных и обладающих ледовым креплением.
«Челюскину» в трудно проходимых участках предполагалось оказать помощь мощным ледоколом «Красин». проводившим в это время первый караван судов Ленской экспедиции.
«Красин» при сражении со льдами в северной части Карского моря частично пострадал, и «Челюскин» без посторонней помощи не только прошел весь Ледовитый океан, но 4 ноября вошел в Берингов пролив, по существу, повторив сквозной поход «Сибирякова» по северо-восточному пути.
У островов Диомида перед глазами участников экспедиции открывался широкий простор вод Тихого океана. Но огромное ледяное поле, в которое вклинился «Челюскин», было неподвижно. Впаянный пароход не в силах был разбить трехмильную перемычку. В это время подули сильные японские тайфуны, которые нагнали воды в узкий Берингов пролив. Под стремительным натиском лед, а вместе ним и «Челюскин» стали оттесняться назад, в северную часть американской Арктики. Начался бесконечный дрейф. Корабль в течение трех месяцев и девяти дней делал то внезапные скачки на северо-запад, то вырисовывал по Чукотскому морю сложные геометрические фигуры. Лед торосился. Ледяные волны от сильных сжатий вплотную добрались до корабля и разорвали своей чудовищной силой левый борт от носа до котельного отделен» Корабль затонул в бешеном водовороте, увлекая за собой завхоза экспедиции, комсомольца Бориса Могилевича. Без паники, проявляя бесстрашие, мужество, высокую организованность и дисциплину, полярники Страны советов под руководством начальника экспедиции О. Ю. Шмидта в течение двух часов выгрузили на лед, заранее приготовленный аварийный запас продовольствия и меховое снаряжение. В последние минуты с борта были выгружены два моторных катера, две лодки - ледянки, а также был спущен без повреждения корабельный самолет «Ш - 2».
В 1 30 километрах от чукотского побережья, на 68 градусе северной широты, на плавучей льдине раскинулся лагерь Шмидта. Участники экспедиции жили в деревянных бараках и фанерных палатках, построенных из материалов, всплывших после гибели «Челюскина». Со всех концов Советского союза: Ленинграда, Москвы, Хабаровска, Владивостока, Уэллена, Ванкарема и мыса Северного - к лагерю Шмидта, по распоряжению правительственной комиссии, были направлены экспедиции для спасения челюскинцев.
Из Петропавловска вышел пароход «Сталинград» с двумя легкими самолетами Ш - 2 и из Владивостока. На пароходе «Смоленск» пять самолетов Р - 5. Из Хабаровска были направлены летом три самолета под управлением пилотов Водопьянова, Доронина и Галышева. Кроме того правительственная комиссия решила использовать возможность переброски самолетов со стороны Аляски, для этой цели были командированы в Америку тов. Ушаков и пилоты Слепнев и Леваневский, которые прилетели в Ванкарем на двух купленных в Америке самолетах.
В качестве резерва на север отправили два советских дирижабля и мощный ледокол «Красин»,
Самолеты, преодолевая туманы, пургу и метели, медленно и осторожно приближались к Ванкарему.
После героического полета Ляпидевского, доставившего в Уэллен всех женщин и детей, готовились к полетам другие пилоты. Летчики Каманин, Молоков, Слепнев, Водопьянов и Доронин в течение пяти дней вывезли с дрейфующих льдов всех «челюскинцев» и доставили больного начальника экспедиции О. Ю. Шмидта на Аляску, в город Ном.
Лагеря челюскинцев в Чукотском море больше не существует! Советскими пилотами на советских машинах одержана блистательная победа! Мир потрясен большевистским мужеством советских полярников, высоким уровнем авиационной техники и замечательными качествами советского пилотажа.
3 октября 1933 г., по распоряжению начальника экспедиции О. Ю. Шмидта, с парохода «Челюскин» под моим руководствам была отправлена с острова Колючина на материк на четырех нартах (21 собака) партия специалистов, закончивших основную работу на корабле. Перед нами были поставлены задачи: доставить донесения, в полной сохранности сопроводить в Москву 4 пуда кинопленки, а также установить ледовую трассу, вылепить наличие на чукотском побережье собачьих упряжек и, в случае необходимости, организовать базы для переброски последующих партий с парохода «Челюскин».
Нам предстояло с прибывшими чукчами пройти 350 километров по льдам Чукотского моря и по берегу до мыса Уэллен, где нас ожидал ледорез «Федор Литке». Путь к Берингову проливу лежал через торосы, глубокий снег, разводья, незамерзающие лагуны, реки и высокие горы.
Кинооператор Марк Трояновский по приезде в Москву обработал киноматериал и выпустил на экран звукового кино дневник о походе «Челюскина». Отдельные моменты из него мы публикуем в этом фотоочерке.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
О культурном уровне рабочей молодежи