Да, звезда труппы «Агросмех» закатывается, тускнеет, одним словом, утрачивает способность кормить этот прожорливый коллектив.
Особенно скандально обернулось дело в клубе колхоза «Червоный жовтень», Николаевского района.
Руководитель труппы Малахитов тогда выбежал со сцены за кулисы и, живописно жестикулируя, истерически прошипел заведующему клубом:
- Хулиганство! Они аплодируют! Вы слышите: они аплодируют!
- Так вам и надо, - хладнокровно ответил зав. клубом Бречко. - Они за дело аплодируют.
Собравшиеся в клубе действительно аплодировали ожесточенно и шумно. Сначала это ласкало артистический слух. Но колхозники аплодировали и во время исполнения артистами плохих номеров. И смысл этих аплодисментов формулировался примерно так: «Долой халтуру! Не хотим слушать!».
Труппа обратилась в бегство. До самого Харькова переживания труппы и ее руководителя Малахитова были, разумеется, драматическими...
У труппы Малахитова в «Червовом жовтне» были соперники: местный драмкружок, шумовой оркестр и еще кой - какие виды организации веселой жизни.
Драмкружок уже привил колхозникам чувство критического отношения к пошлым, хотя и бесплатным номерам приезжих гастролеров.
Рождению драмкружка предшествовала памятная встреча помполита Калмансона с секретарем комсомольской ячейки Савенко.
Было это после вступления колхоза в непривычные для него дни. Все полевые работы закончились Горячие, напряженные дни сменились утомительным затишьем. И помполит встретил однажды на мосту секретаря ячейки откровенно пьяным...
Калмансон и Савенко тесно подружились за эти восемь лихорадочных месяцев. Ошеломленный помполит взял под руку друга, лучшего колхозного секретаря. Помполит молчал. Молча они дошли до избы Савенко. А на другой день Калмансон приехал на собрание ячейки. Его выступление было посвящено «скуке», которую нужно ликвидировать, пока она «не исковеркала дела».
На этом же собрании организовался драмкружок. Отбор артистических кадров оказался делом нетрудным. Но розыски подходящей пьесы превратились в муку. Несколько прочитанных новых колхозных пьес были похожи или на монотонную речь докладчика или же оставались недоступными по своей сложности для неопытных драмкружковцев.
Весь драмкружок принялся сочинять пьесу из жизни своего колхоза. Получилось нечто вроде живой газеты с основным героем - лодырем - конюхом Трофимом Гурко. В самом процессе творчества был ряд драматических моментов, когда авторы из - за творческих разногласий принимались с остервенением ругаться. Но все же, в конце концов, подошли к репетициям. В день спектакля места в клубе еще с утоп были заняты щепками, бумажками, кусками железа.
Работу артистов несколько затрудняло поведение публики. Она по существу устроила во время действия шумный диспут. Она немедленно выражала артистам свое несогласие или одобрение. Бурный успех имела сцена, когда в клуб, по ходу действия, втащили заезженную лошадь, прикрепленную к осмеянному конюху Гурко. Ее жалкий, растерянный вид окончательно доконал лодыря. И тогда он вскочил на сцену и вопреки тексту пьесы поклялся перестать быть Гурко и превратиться в ударника. Пьеса этой «вставкой» была испорчена но обиженных не оказалось.
Потом на сцене появился местный шумовой оркестр. Его возглавляет бригадир второй тракторной бригады Жмурко.
Своим существованием этот оркестр обязан скорее кооперации, чем творческим исканиям ячейки. Мысль о шумовом зародилась у Жмурко в кооперативе, где бригадир убедился в невозможности приобрести с помощью кооперации музыкальные инструменты. После самоотверженных поисков зав. магазином ухитрился достать только 4 балалайки, но и те без струн.
А без оркестра колхозу дальше существовать было просто неприлично. Роль оркестра обычно исполнял убежденный лодырь, гармонист Стручков, вдребезги развращенный подобострастным к нему отношением колхозного руководства («обидится, - не будет играть»).
Жмурко однажды принес в клуб груду старых тракторных запасных частей, две бутылки, балалайку и объявил, что он организует шумовой оркестр. Перед Октябрьскими торжествами оркестранты исступленно репетировали и наконец появились на сцене.
Когда Жмурко вдохновенно взмахнул рукой и яростно грохнул ключом по цилиндру, вызвав дикую свистопляску звуков, издаваемых оркестром, слушатели сначала остолбенели... Но потом, вслушавшись, пылко полюбили свой «чумовой» оркестр. Сейчас по мере приобретения инструментов оркестр постепенно очищается от наиболее ошеломляющего «инвентаря».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.