Его очень трудно заставить рассказывать боевые эпизоды. Он ссылается на отсутствие способности красочно повествовать о том, что так волнует и воодушевляет молодежь.
И когда ты его, наконец - то, «уломаешь», он скажет всего несколько слов, но таких; которые потом долгое время не могут испариться из памяти.
Вот заговорил красногвардеец Козлов. Сейчас он работает на московском Электрозаводе.
«Богатую боевую жизнь прожил я. Много бы мог вспомнить. Вот так и просится на острое перо случай с чехо - словаками.
Дело было так.
Наступали чехи. Чувствовалось, что нам, красногвардейцам, не устоять.
Однако нужно было во что бы то ни стало выиграть время для организованной эвакуации, Без паники, без жертв. И вот мы вместе с т. Шпаковским и другими красногвардейцами решились на такой трюк: наперерез чехо - словакам погнали пустой паровоз. Он со всего размаха опрокинул эшелон чехе - словаков, разрушил путь и дал нам, красногвардейцам, возможность эвакуироваться в полном боевом порядке.
Как видите, рабочая смекалка и беззаветная преданность революции всегда были на изготовке у красных бойцов».
Коротко и ясно. А ведь этот эпизод можно было бы развести по меньшей мере на целую книгу.
Не менее интересен рассказ рабочего Электрозавода - краснознаменца Новикова.
«На календаре высвечивался апрель 1920 г. Мы на Польском фронте. Враг перешел в наступление. Был упорный горячий бой... Красноармейцы дрались до последнего вздоха.
Но силы противника взяли перевес, и... 47 - я стрелковая дивизия была разбита. Не повезло и нашей 7 - й стрелковой дивизии. Мы были окружены разъяренным противником.
Начдив собрал остатки красноармейцев и начсостава. Разутым, раздетым и голодным бойцам объяснили, в каком они находятся положении:
- Станция Малино занята польскими войсками. Они устроили крушение санитарного поезда между ст. Коростел и Малино. В результате наши 6 броневиков оказались в кольце.
Перед нами, оставшейся горсточкой бойцов, была поставлена задача: вырваться и стремительным натиском взять станцию Малино.
Этой же ночью мы пошли в наступление. Красноармейцы шли вперед решительно и уверенно. Я двигался все время впереди и помогал комбату - 2 т. Синтюкову командовать отрядом. Мы подошли к станции и ринулись на противника. «Ура» разорвалось над ним, как несколько тяжелых снарядов.
Тем не менее, противник упорно не сдавался. Я влетел на батарею врага и... из польского орудия открыл огонь по полякам картечью - я - артиллерист. Противник был сбит. Однако нам пришлось еще много поработать вместе с рабочими для очистки путей, пропуска наших эшелонов и броневиков.
За этот бой дивизия получила красное знамя, комбат Синтюков - золотые часы, а я был награжден орденом Красного знамени».
Таких отрывков из боевых эпизодов можно было бы привести огромное количество. Каждый кусок воспоминаний живых свидетелей и активных творцов героических дел - это ценнейший фонд революции, непревзойденный клад боевого опыта и величайшего энтузиазма ударных батальонов, дравшихся под руководством партии большевиков за диктатуру пролетариата.
Можем ли мы, молодежь, отказываться от этого богатства? Нет, не можем.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.