«Съезд считает необходимым, чтобы партийные организации на местах обратили самое серьезное внимание на дело организации молодежи» (из резолюции VI съезда РСДРП(б).
«В июне месяце 1917 г. замоскворецкая организация была уже оформлена, в нее входило около полуторы тысячи человек. Союз развертывает большую политическую работу среди рабочей молодежи и ведет борьбу с буржуазными и меньшевистскими кружками. В июне был избран первый комитет замоскворецкого союза. Цуканов (секретарь), Пещерок, Делюсин, Андреев, Плюхин. Таким образом кружки рабочей молодежи под руководством партии были объединены в революционный союз, который стоял на платформе III интернационала. Так возник замоскворецкий союз рабочей молодежи «III Интернационал» (Ивушкин, «Воспоминания»).
«Еще по приезде из Питера у меня возникла мысль об организации молодежи. Как - то за работой я рассказал ребятам, что в Питере существуют молодежные организации и что нам не мешало бы создать у себя на фабрике такую же организацию, объединить в ней всю молодежь. Мысль понравилась всем, но все мы еще смутно представляли: а что же эта организация будет делать? Решили поговорить с партийцами.
Ячейка выделила нам члена бюро т. Короткова. Вечером пошли в райком. Тер - Вагонян подробно рассказал нам обо всем. На следующий день собрали всю фабричную молодежь, пришло несколько сот человек.
Больным вопросом являлся вопрос о руководстве ячейкой. Мы ясно сознавали, что собранием десятских, - а их уже было больше пятидесяти, - ни одного вопроса как следует не решить. Надо было создать какой - то орган, который намечал бы вопросы, прорабатывал их, а потом уж выносил на обсуждение. Долго спорили и наконец решили, что надо из состава десятских выбрать группу ребят. Такая группа - бюро - была создана из пяти человек. Оно являлось уже руководящим органом ячейки; созывало собрание, устраивало совещание десятских, ходило в райком. Бюро впервые поставило вопрос о представительстве в фабкоме для защиты интересов молодежи. Обсудили мы вопрос обстоятельно и приняли единогласно» (П. Делюсин, «На все сто»).
«В мае месяце 1917 г. группа большевиков, главным образом из учащейся молодежи, организовала при МК РСДРП(б) узкий полупартийный союз. Этот союз помогал Московскому комитету в развертывании политической работы, он помогал Московскому комитету в выполнении технических работ. Он сыграл немалую роль в организации некоторых районов» (Н. Ивушкин, «Воспоминания»).
«Особенной торжественностью, энтузиазмом отличалось открытие первого клуба союза молодежи в помещении на Цветном бульваре. Это было веселое, радостное время содержательной творческой работы.
Не могу не вспомнить тех взрослых товарищей, которые оказали нам неоценимые услуги в торжестве и содержательности открытия. Это - Леонтий Котомка, продекламировавший «Буревестника», портной Петров, продекламировавший «Сакия - Муни», Семенова из городского района, сказавшая что - то интересное для нас, и наконец М. Богоявленский, безумно любивший молодежь, сам еще тоже молодой, радостный, остроумный, выступивший с целой речью о значении пролетарской культуры» (Зверев, «Воспоминания»).
«В это время цюрихское интернациональное бюро присылает письмо, где призывает московскую организацию организовать демонстрацию против войны. Письмо несколько запоздало. Оно пришло в конце сентября. Тем не менее организационный комитет посылает ответ на это письмо и развертывает большую политическую кампанию по подготовке к мюдовской демонстрации, которую намечено было провести в октябре месяце» (Н. Ивушкин, «Воспоминания»).
«Около 6 - 7 часов вечера 14 октября 1917 г. на Девичьем поле, в доме № 6, где помещалась студенческая столовая, проходило собрание хамовнического союза молодежи.
Маленькая комнатушка столовой, туго набитая ребятами, казалась еще тесней от переплетавшихся в густой гул звонких голосов. Входя в комнату, ребята радостно здоровались и сейчас же вплетались в общий разговор. А поговорить было о чем: каждый день выдвигались новые и новые вопросы. Только что полученный журнал «Интернационал молодежи», в который вчитывались ребята, статьи «Социал - демократа» - боевая газета большевиков - дают толчок новым разговорам. Тесновата была комнатушка для больших разговоров.
Собрание открыто. Все внимание - председательскому столу. Быстро избрали председателя. Слово для доклада - Володе Галенко.
Надо сказать, что Володя был одним из сильных наших агитаторов; он часто выступал на фабриках, в казармах. Говорил он красочно и убедительно и сразу приковывал к себе внимание аудитории.
В своем докладе он нарисовал картину тяжелой работы западных товарищей; рассказал о войнах, где гибнут миллионы молодежи; рассказал о бернской конференции, провозгласившей лозунги против войны и угнетения.
- Пусть же наша демонстрация, идущая в ногу с западными товарищами, будет мощным потоком борьбы против войны и сигналом к мировой революции, - закончил Галенко» (А. Афонин, «Боевые дни»).
«8 октября 1917 г. в помещении бывшего царского павильона Николаевской ж. д. созвана была первая московская городская конференция.
На конференции присутствовали кроме всех районов Москвы представители от трех уездов: Орехово - Зуевского, Дмитриевского, Богородского. Таким образом, на конференции вместе с этими тремя уездами было представлено около 5 тысяч человек. Повестка дня первой конференции была следующая: 1. Отчет московского организационного комитета. 2. Устав. 3. Текущий момент. 4. Демонстрация молодежи. 5. Выборы в Московский комитет союза.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Литературный монтаж о первых днях комсомола Москвы
Сцены из пьесы