У старого азербайджанского ремесленника Исмаила Гаджиева трое детей. Все они получили высшее образование. Старший сын Энвер - инженер, дочь Сурик - доцент Азербайджанского медицинского института, самый же младший - Ахмет Джевдет - композитор. Сейчас он заканчивает Московскую консерваторию. В 1946 году ему была присуждена Сталинская премия за оперу «Вэтэн» («Родина»). Гаджиев и его соавтор - Кара-Караев - первые и единственные студенты высшего музыкального учебного заведения, удостоенные Сталинской премии.
- Любовь к литературе и искусству я обнаруживал уже в детские годы, когда учился в бакинской школе-десятилетке, - рассказывает о себе Гаджиев. - Мои стихотворения даже печатались в журнале «Азербайджанский пионер». Но больше всего меня влекло к музыке. Я принял твёрдое решение стать музыкантом и, не покидая школы, начал по 'вечерам посещать занятия Бакинского музыкального техникума, где первое время учился в классе скрипки у профессора Л. Бретаницкого. Отец с матерью любили слушать мою игру. Приходили гости, родственники. Уступая просьбам отца, я иногда играл ещё не разученные до конца пьесы. Увлекаясь, я начинал импровизировать. Вскоре я выучился играть на фортепиано. Однажды я пришёл в класс и показал своему педагогу по классу гармонии М. Берольскому первые музыкальные сочинения - прелюдии для фортепиано. Просмотрев их, учитель представил меня профессору Бакинской консерватории Л. Рудольфу. Я был необычайно взволнован, когда Рудольф, заслуженный профессор, ученик С. И. Танеева, сказал мне: «Ваши первые пьесы ещё несовершенны, но вы, несоменно, обладаете композиторскими способностями, которые вы должны развивать. Я предлагаю вам перейти в консерваторию, в руководимый мною класс композиции». Мог ли я тогда мечтать о большем!...
Перед юношей широко распахнулась дверь в чудесный и волшебный мир музыки. Изучение творений Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова. Баха, Моцарта, Бетховена шло рука об руку с усвоением основ и традиций национальной азербайджанской музыки, её лучших мелодий - с древнейших времён и до наших дней. В 1934 году, будучи ещё студентом Бакинской консерватории, Ахмет Гаджиев написал симфоническую поэму «Азербайджан». Это произведение было успешно исполнено в Баку оркестром Азербайджанского радиокомитета под управлением восемнадцатилетнего автора.
- Я хорошо помню этот день, - вспоминает Гаджиев. - Зал Дома Красной Армии, концерт из произведений азербайджанских советских композиторов. Ведущий программу объявил мою поэму, и я с неописуемым волнением впервые в жизни подошёл к дирижёрскому пульту. В зрительном зале находились два моих педагога - профессора консерватории' - У. Гаджи-беков и Л. Рудольф. Когда окончился концерт, они поздравили меня с удачей и порекомендовали завершить музыкальное образование в Московской консерватории. Я теперь невыразимо благодарен моим учителям за этот совет - не удовлетворяться первыми успехами и приступить к упорной работе, чтобы окончательно овладеть искусством композиции.
Экзамен выдержан. Гаджиев принят на композиторский факультет одной из старейших в стране консерваторий.
Серьёзно изучая советское музыкальное искусство, Гаджиев особенно интересовался близким ему по духу творчеством Н. Мясковского, Д. Шостаковича и С. Прокофьевн, у которых он учился мастерству. Первая студенческая зачётная работа Гаджиева - «Азербайджанская сюита» для оркестра - была принята и одобрена комиссией, в которую входили выдающиеся профессор консерватории. За струнный квартет он получил премию на конкурсе студентов композиторского факультета.
Началась Великая Отечественная война. Гаджиев, вдохновлённый подвигами советских воинов, задумал написать вместе со своим товарищем Кара-Караевым оперу, которая отразила бы мужество советского человека, отдающего асе свои силы защите любимой Родины. Так была создана в годы войны опера «Вэтэн», действие которой начинается в азербайджанской деревне, а затем развёртывается на фронтах Отечественной войны - в частях Советской Армии и в партизанских отрядах, где азербайджанские воины героически сражались бок о бок с русскими бойцами. Опера была поставлена Азербайджанским театрам оперы и балета имени М. Ахундова в мае 1945 года.
Сейчас А. Гаджиев под руководством профессора Д. Шостаковича пишет дипломную работу - симфонию, в которой он стремится отобразить послевоенный созидательный труд Советской страны. Эту симфонию Гаджиев считает споим экзаменом на зрелость.
После окончания консерватории Гаджиев мечтает вернуться в родной Азербайджан и начать новую большую работу. Один из заветных его замыслов - написать оперу из жизни передовых нефтяников Баку, выполняющих великий план четвёртой сталинской пятилетки.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.