Алексей Силыч Новиков - Прибой был страстным охотником. В 1936 году он задумал роман, действие которого должно было развёртываться на фоне охотничьей жизни. Дополнительная работа над «Цусимой» и роман «Капитан первого ранга» вынудили писателя отложить осуществление своего замысла на будущее время. Три года назад - 29 апреля 1944 года - А. С. Новиков - Прибой скончался, так и не успев написать задуманное произведение.
Рассказ «Задор», публикуемый нами впервые, должен был войти в новый роман в качестве одной из его глав.
Вдоль отлогого берега реки шёл человек. Под его ногами шуршала галька. Левой рукой он поддерживал связку удилищ на плече, а в правой нёс ведёрко из - под наживки и рыбу; нанизанная на шпагат, она сверкала чешуёй, как длинные и гибкие слитки серебра. Смуглое, с крупными чертами лицо его выражало здоровье и силу. Парусиновые штаны и такая же толстовка с широкими карманами не стесняли движений. Встречный ветерок на миг отгонял июльский зной и ерошил на обнажённой голове вьющиеся волосы, чёрные, с синеватым отливом.
Это был художник Степан Романович Басыгин. Весною он окончил Академию художественных наук и, 'Вернувшись на родину, в Сибирь, дни и ночи проводил среди дикой природы. Сейчас он с рыбной ловли возвращался домой и чувствовал себя отлично. Его узкие и цепкие глаза не отрывались от реки: изумительна была игра воды, позолоченной полуденным солнцем. Где - то на юге, за тысячи вёрст, родилась она мелкой и узкогрудой речушкой. Вливавшиеся веды постепенно расширяли и углубляли её, возле города река была широка и быстроходна. У художника, смотревшего на неё, складывался образ: голубая и ослепительно сияющая змея пробирается через огромнейшие сибирские просторы. Извиваясь, она перерезывает степи и долины, вторгается в тайгу, раздвигает каменные утёсы и мчится дальше, к Ледовитому океану.
Проходя мимо затона, художник завернул к плотам. Поздоровавшись с плотовщиками, он подсел к ним на брёвна. Закурили и понемногу разговорились. Степан Романович внимательно всматривался в загорелые лица собеседников.
Вдруг послышались скулящие звуки. Басыгин, оглянувшись, спросил:
- Собачонка, что ли?
- Щенок наш, Буёк, - ответили ему. Художник заинтересовался и обшарил взглядом плоты. Ничего не заметив, он опросил:
- Да где же он?
Оглянулись и плотовщики. Один из них, постарше, лысый, желтобородый старик, сказал:
- А и вправду, нет его. Визжит, а самого не видно.
Кто - то заметил торчащую между разъединившимися брёвнами мордочку. Щенок жалобно скулил, как бы прося помощи. Играя, он свалился в воду и попал под брёвна.
Один из плотовщиков сквозь щели поддерживал попавшего в западню щенка. Остальные галдели, горячо обсуждая, как спасти его. Художник молча начал раздеваться. Плотовщики смотрели на него с недоумением. А желтобородый старик, пугливо мигая глазами, предупредил:
- Осторожнее, парень. Тут глубоко. Придётся под плоты нырять сажени на две. Долго ли до греха. А тогда отвечай за тебя. Давай - ка лучше обвяжем тебя, мил человек, концом верёвки. Оно надёжнее будет.
- Ерунда! Я плаваю хорошо. И ныряю неплохо.
Басыгин смело погрузился в прохладную воду и, ещё раз взглянув на человека, поддерживающего щенка, скрылся под плотами. С детства у него сохранилась привычка нырять с открытыми глазами. Под плотами было темно, только кое - где просвечивали узкие солнечные полоски. Левой рукой он перебирал, словно считая, брёвна над головой, а правой - выгребал, работая при этом и ногами. Изумрудно - золотистая полоска света засияла сильнее. В ней обозначилась шевелящаяся тень. Это болтал лапами щенок. Художник схватил его одной рукой и, погрузившись глубже, чтобы не удариться головою о брёвна, пустился в обратный путь.
Плотовщики испуганно ждали, разинул рты и затаив дыхание. Странный человек, с чёрными, длинными волосами, исчез и не показывался. Прошло, может быть, не больше минуты, но у людей, внимание которых напряжено, создаётся преувеличенное представление о времени. У каждого из них мелькала мысль об ответственности. Все очень обрадовались, когда художник, держа в руке Буйка, показался на поверхности реки. Он тяжело дышал. Плотовщики помогли ему взобраться на брёвна. Он начал одеваться, а они, обступив его, качали головами и говорили:
- Ну, брат, ты и чудила. Разве можно так рисковать?
- Я бы за пятёрку не полез.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.