Литературная смена

С Мерлис, Е Ландау| опубликовано в номере №227, август 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

Как - то зимой она дала литкружковцам прочесть рассказ «Так было». Собственно, это был не рассказ, а три зарисовки рождества: богослужение, драка пьяных и избиение пьяницей - мужем беззащитной жены с ребенком. Зарисовки были сделаны красочно, живо, но не вскрывали ни классовой сущности религии, ни социального лица героев. Совершенно внеисторическое рождество. Когда ей сказали об этом, она очень огорчилась, начала оправдываться, что написала смаку, предназначала для стенгазеты, а не для широкого опубликования, а потом, разобидевшись вконец, с горечью сказала:

- Критиковать - то легко, вы вот лучше научите писать.

Ребята порешили эту вещь отдать в литконсультацию ГИХЛ. Так и было сделано.

Работая, Заикина одновременно училась на вечерних курсах ЦБРИЗ и, окончив их, перешла в бюро рационализации. Потом ее выдвинули на работу в редакцию заводской газеты. Так от станка и катушек сигарного цеха Лелька перекочевала к столу и чернильнице. Совсем недавно в литстранице газеты «Электропровод» был помещен ее очерк «Первые дни на заводе». В нем Заикина неплохо раскрыла переживания молодой работницы.

Заикиной надо много и многому учиться. В первую очередь ей нужно овладеть основами марксистско-ленинской теории, изучить Маркса, Ленина, Сталина.

Она активно включилась в литературный конкурс, в своем обязательстве написала:

«Задача молодых литераторов завода - осветить работу и те трудности, которые приходится штурмовать нашим изобретателям, чтобы провести в жизнь свои предложении, осуществляя освобождение завода от импортной зависимости. Я тоже попытаюсь взять на себя эту немаловажную задачу и обязуюсь активно участвовать в объявленном журналом «Смена», литкружком и редакцией газеты «Электропровод» конкурсе на лучшее художественное произведение».

Николай Васильев

За маленьким покатым столиком в обмоточном цехе работает, стоя, заводской поэт Николай Васильев. Он - счетчик, его задача - учитывать продукцию. Он пишет не только квитанции, но и стихи: пишет и за этим столиком в обеденный перерыв, и в столовой, и в редакции, бормочет их находу, возвращаясь с работы в маленький желтый домик у Горбатого моста, где живет вместе с дядей и теткой. Приехав из деревни, он работал на стекольном заводе им. Уханова. Теперь вот уже второй год здесь.

Тематика его стихов разнообразна. Он пишет и о безработице «а Западе, и о классовой борьбе на селе, о борьбе за урожай, о заводе и о любви. Есть у него и декларации на литературные темы.

В заводской жизни он не слишком активен. В стенновке его не знают. В заводскую газету и литкружок удалось затащить парня с трудом. Он - комсомолец, но долго не мог собраться встать на учет в заводской организации и чуть было не прозевал обмена комсомольских билетов. Он склонен жить по формуле: «ты - царь, живи один». И только в последнее время у (Васильева наметился некоторый перелом к общественности (в частности к литстранице).

Пройдемся по строкам Васильева, которые шпалами лежат на страницах периодики и ведут к изданию отдельной книжки в «Огоньке».

Первое, что бросается в глаза, это - большая декларативность, зачастую совершенно излишняя, недостаточно продуманная. Стихотворению «Начало» сильно вредит вот такое начало:

«Товарищ читатель! Сегодня я призван

С пером и бумагой шагать к социализму...»

Только ли шагать, а кто же строить будет?

Если откинуть это начало, то останется неплохое, эмоционально насыщенное, передающее пафос Октября, стихотворение. В нем автор показывает пролетариев выросшими и многому научившимися со времени первой революции.

«Люди пришли на дворцовую площадь.

Пришли не с молитвой, пришли не с поклоном,

Не с царским портретом, не с мертвой

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены