иконой,
Пришли не за тем, чтоб, как в пятом, упасть, -
Пришли рассчитать «всенародную» власть...»
Необходимо, казалось бы, сделать здесь вывод об усилении влияния большевистской партии на рабочий класс. Но ни в начале, ни в конце «Начала» показа партии нет. Благодаря этому Октябрьское восстание рисуется как стихийное.
В «Балладе о безработном» не дается конкретная историческая обстановка. Ведь и раньше безработных «голод хватал за шею». Через образ безработного Жака Дюрана Васильев не сумел показать, что безработица в капиталистическом мире стала массовым явлением.
В поэме Васильева «Как вырастает дом» соревнование вырастает из словесного поединка прораба с предместкомом. Известно, что даже рис, хоть и вырастает в воде, но корнями держится за землю, а у Васильева соцсоревнование вырастает из воды разговоров. Кроме того рабочих Васильев делит на стариков и молодых и классовую борьбу подменяет борьбой поколений.
В программной вещи «Рождение песни» Васильев пытается разрешить проблему рабочего писательства более конкретно чем в стихотворении «Начала», но разрешает неправильно. Оказывается, рабочий поэт отделывает свои стихи не для того, чтобы лат стране хорошее произведение, верно отражающее действительность, способное мобилизовать массу на борьбу за социализм, а назло критикам:
«Чтобы потом, в бездарной сутолоке редакции,
Не скользило в уши льдистое «халтура»,
Чтоб потом в заводе, в литкружке ребята
Те кричали рьяно: «Лунная соната!»
Со времени написания этого стихотворения Васильев вырос и многому научился. Сейчас Васильев активно включился в литературный конкурс и обещает показать героев строительства Уралмедь, о котором пишет поэму.
У Васильева безусловно незаурядное лирическое дарование, но развиться и окрепнуть оно может лишь при условии упорной работы над повышением (мировоззрения и конкретного руководства его творчеством со стороны литкружка, при условии активного участия в жизни завода.
Резник - рабочий, беспартийный, 7 лет проработал у станка и был выдвинут нормировщиком в ТНБ.
В то время соцсоревнование еще не охватило большинства рабочих «Электропровода». Среди них были сильны «охмурительные» тенденции. По словам Резника, «отдельные рабочие, зная, как улучшить и упростить работу, втихомолку эти улучшения иногда применяли, но скрывали это от других. Особенно от нормировщиков, чтобы не повысили норму и не понизили расценки. Иногда же просто «охмуряли» нормировщика. Сами нормировщики нередко засыпали при исполнении своих обязанностей или, не зная техники производства, позволяли надувать себя, и авторитет их лопался, как мыльный пузырь» (Мих. Резник, «Записки нормировщика». Профиздат).
Резника, связанного с рабочей массой, знавшего производство, провести было трудно.
- Саша, не шали, - замечал он рабочему, пытавшемуся полушутя - полусерьезно объехать его на кривой.
Рабочие смеялись:
- Мишуха, гляди в оба, надует.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.