Книга созданная народом

П Тамиллин| опубликовано в номере №469-470, декабрь 1946
  • В закладки
  • Вставить в блог

Декабрьский номер журнала «Смена» рассказывает читателю о книге, о том, как она помогает жить и трудиться. Много на свете есть книг замечательных, глубоких, волнующих ум человека, зовущих вперёд. Но среди других мы хотим напомнить об одной необычайной книге, книге, написанной рукою великого Сталина, созданной многомиллионным народом Союза Советов. Мы говорим о советской Конституции, которая после почти полугодового всенародного обсуждения была принята 10 лет назад Чрезвычайным VIII съездом Советов.

Эта потрясшая весь мир книга не представляла собою декларации о будущем, о дальнейших целях СССР. Простыми и точными словами в ней было записано лишь то, чем уже владеют народы, построившие социализм. Творец Конституции Иосиф Виссарионович Сталин говорил в своей речи на съезде Советов, что Конституция нам нужна для того, «чтобы закрепить общественные порядки, угодные и выгодные трудящимся». Конституция закрепила тот всемирноисторический факт, что СССР вступил в новую полосу развития, в полосу завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода к коммунистическому обществу.

Немало терпели лишений и пролили крови наши люди, чтобы завоевать такую конституцию, конституцию победы социализма и подлинной рабоче-крестьянской демократии. О такой конституции долгие годы мечтали они, веря, что она будет, ибо они верили в свой народ, верили в партию коммунистов, способную привести народ к вершинам человеческого счастья. «Россия будет самой яркой демократией земли», - так пророчески говорил горьковский герой на заре первой русской революции. И это предсказание сбылось! Ныне нет во всем мире более демократической страны, чем СССР.

В 1918 году в «Правде» было опубликовано известное ленинское «Письмо к американским рабочим», разъясняющее сущность первой советской конституции РСФСР.

«Впервые демократия служит здесь для масс, для трудящихся, - писал Владимир Ильич, - перестав быть демократией для богатых. каковой остаётся демократия во всех буржуазных, даже самых демократических, республиках...» «Вот почему, - пишет далее Ленин, - так глубоко уверены все мы, что какие бы беды ни обрушились ещё на нашу Республику Советов, она непобедима».

Эта уверенность никогда не покидала советских людей. И когда в результате труда и борьбы наш народ получил новую Сталинскую Конституцию, отразившую завоёванные устои социализма, великий Сталин заявил с трибуны съезда Советов, что эта конституция будет духовно вооружать наш рабочий класс, наше крестьянство, нашу трудовую интеллигенцию, будет поднимать их чувство законной гордости за свою Родину, укреплять веру в свои силы, мобилизовывать на борьбу за новые и новые победы коммунизма, будет служить свидетельством непобедимости социализма и демократии.

Сама жизнь явилась лучшей проверкой гениальности сталинского предвидения, исторической правоты слов вождя. Всемирноисторические события истекшего десятилетия, и в первую очередь вторая мировая война, показали всему миру силу и жизненность советского общественного и государственного строя, непобедимость социалистической демократии.

В наши дни, как никогда раньше, проявляется и международное значение советской Сталинской Конституции. Как маяк, она показывает миллионам честных людей в капиталистических странах путь вперёд. Миллионы людей всё больше понимают, что «то, что осуществлено в СССР, вполне может быть осуществлено и в других странах» (Сталин). Нетрудно видеть революционное, прогрессивное влияние советской Конституции на государственное устройство ряда стран послевоенной Европы, да и не только Европы. Сбываются пророческие сталинские предсказания о том, что новая Конституция СССР будет иметь значение программы действий для народов капиталистических стран.

Проповедники буржуазного парламентаризма не перестают болтать и поныне о якобы идеальном характере демократии англо-американского типа. Но теперь, когда существует Конституция СССР? социальным демагогам буржуазии приходится всё труднее. Правда, во многих конституциях буржуазных стран записано немало формальных деклараций о свободах и равенстве. Но какова цена таким свободам, если они не идут дальше деклараций, если они фактически ничем не обеспечены?!

Стоит вспомнить, как в 1919 году Владимир Ильич Ленин дал отповедь буржуазным пропагандистам «высокого идеала свободы», поднявшим знамя борьбы против первой советской Конституции Российской Социалистической Федерации.

«... Ваша свобода, господа англичане, французы, американцы, есть обман, если она противоречит освобождению труда от гнёта капитала, - писал Ленин. - Вы мелочь забыли, господа цивилизованные. Забыли, что ваша свобода написана в конституции, которая узаконивает частную собственность. Вот в чём суть дела.

Рядом с свободой - собственность, так и написано в вашей конституции. Что вы признаёте свободу собраний, это, конечно, громадный прогресс по сравнению с феодальным порядком, средневековьем, крепостным правом. Это признали все социалисты, когда использовали эту свободу буржуазного общества, чтобы научить пролетариат, как свергнуть гнёт капитализма.

Но ваша свобода такова, что это есть свобода на бумаге, а не на деле» (Ленин, т. XXIV).

Эта принципиальная линия большевиков, направленная на то, чтобы словесную болтовню о демократии заменить демократией на деле, нашла своё отражение ещё в ленинском черкезом проекте программы РКП (1918 год). Здесь говорилось: «Центр тяжести передвигается от формального признания свобод (как было при буржуазном парламентаризме) к фактическому обеспечению пользования свободами со стороны трудящихся и свергающих эксплуататоров, напр., от признания свободы собраний к передаче всех лучших зал и помещений рабочим, от признания свободы слова к передаче всех лучших типографий в руки рабочих и т. д.».

Мы знаем теперь, что только советская, социалистическая Конституция отбрасывает прочь лицемерие формального равенства. Она гарантирует и законом и всей мощью социалистического государства не только не виданные нигде демократические свободы, но и такие завоевавания революции, как право на труд, на образование, на отдых, на материальное обеспечение в старости и т. д.

В противоположность буржуазным конституциям наша конституция свободна от всяких ограничений и оговорок в правах граждан. Она не признаёт разницы в правах между мужчинами и женщинами, «оседлыми» и «неоседлыми», имущими и неимущими, образованными и необразованными. «Не имущественное, положение, не национальное происхождение, не пол, не служебное, положение, а личные способности и личный труд каждого гражданина определяют его положение в обществе» (Сталин).

Сотни тысяч наших молодых людей - юношей и девушек, - одетых в солдатские шинели, побывали в период войны за рубежами Родины. Своими глазами они видели политическое бесправие и экономический гнёт народа, особенно молодёжи, в капиталистических странах.

Взять для примера положение молодёжи Греции - страны, где существует «демократизм» по английскому образцу. Здесь молодёжи, как и большинству честных людей, не позволили сказать своё слово против реставрации. монархии. Большинство греческого народа, как известно, отказалось и от голосования на выборах в знак протеста против подделки списков избирателей, против террора монархистов. Это не делает чести «демократической» конституции Греции, охраняемой греческими фашистами и их зарубежными покровителями.

По конституции Греции 1927 года, женщина: (и то если она грамотна!) имеет право голосования только по достижении ею 30-летнего возраста. Зато король Греции становится совершеннолетним по достижении им 18 лет! Депутатом, согласно той же конституции, может быть лицо, достигшее 25 лет. Сенатором может быть только лицо, достигшее 40 лет. Не ясно ли, что все эти и многие другие ограничения прав греческой молодёжи выгодны только реакции! А что уж говорить об индийской, китайской молодёжи, об американских неграх и о молодёжи колоний, задавленной нуждой и бесправием!

Но если для молодёжи капиталистических стран вечным спутником жизни являются забота о куске хлеба, тревога о завтрашнем дне, наша, советская молодёжь не знает чувства подобного страха. Она не знает и знать не будет, что такое безработица, что такое власть имущих, что такое политическая или национальная дискриминация. Но зато она хорошо знает свои права и обязанности, записанные в золотой книге, именуемой Сталинской Конституцией. Вот почему, когда фашисты решили осуществить свою бредовую идею - отнять у нас всё, что записано в этой Конституции, - наша молодёжь вместе со всем народом, не жалея жизни, вышла на смертный бой с врагом. Не только на фронте, но и в тылу советская молодёжь показала в дни войны, что для неё нет ничего дороже свободы, защиты социализма.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены