Сделано даже больше: главный представитель фирмы получил административные права, - он назначен пом. начальника строительного управления по технической части.
И что же?
24 января руководитель стройки тов. Царевский вынужден был издать приказ:
Есть случаи, когда не выполняются распоряжения представителей Остин К0. Считаю это явление абсолютно недопустимым. Учитывая, что фирма Остин К0 приглашена правительством для руководства строительством автозавода, наша задача должна состоять в широком использовании имеющегося у них многолетнего опыта в деле применения высокой американской техники.
Старший инспектор Наркомтруда тов. Семин, побывавший на стройке, констатировал:
Иностранная техника на Автострое используется безобразно плохо. Механизмы загружены мало. Опыт американцев не учитывается и не используется. Со стороны видных работников строительства мне приходилось выслушивать недопустимо пренебрежительные отзывы о значении освоения передовой строительной техники.
Инженер Остин К0, мистер Баррет, на вечере русских и иностранных специалистов заявил:
Мы призваны сюда для того, чтобы технически консультировать строительство автомобильного завода. Однако без помощи и желания русских рабочих нашу технику сюда не перетащишь. В то же время многие русские рабочие не хотят использовать указаний иностранных специалистов, а иногда даже действуют вопреки им.
Нужно ли к этому еще что-нибудь добавлять?
Впрочем, добавить можно:
производительность труда американских рабочих Автостроя никому не известна;
интернациональное бюро занимается решительно всем, чем угодно, кроме передачи советским строителям опыта иностранных товарищей;
проведенный месячник «иностранной техники» не принес никаких ощутительных результатов, так как своевременно не был взят курс на массу, и бюро ИТС ориентировалось на устройство «академических» докладов для инженеров;
для передачи опыта недопустимо плохо используются советские специалисты, побывавшие в Америке и владеющие английским языком.
Наступление идет! Ударные бригады показывают невиданные образцы трудового героизма и эффективности работы.
И все это при чрезвычайно незначительном использовании иностранного опыта. Стало быть, мы вправе утверждать, что если бы Автострой и все его рабочие были в максимальной степени технически вооружены, то у нас пошли бы «такие темпы, о которых сейчас мы не смеем и мечтать» (Сталин).
Конечно, автомобильный завод строится быстро и неплохо. Конечно, здесь опрокинуты все прежние понятия о сезоне и работа идет круглый год. Конечно, техника обусловливает пуск завода.
Но... строить можно быстрее и лучше. Зимой можно строить не хуже, чем летом. Техникой должны быть вооружены не единицы, а массы.
А иногда дело доходит до смешного: отдел техники безопасности в один прекрасный день развесил какие-то таинственные плакаты в американском поселке.
Таинственные даже для владеющих английским языком!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Десятилетие восстания в Средней Германии