Три тысячи рабочих типографии Даидо в течение трех месяцев (с января по март 1926 года) борются против японской буржуазии и полиции. Их всячески преследуют. Многих сажают в тюрьму. Забастовочный фронт расширяется. Полиция хватает руководителей забастовки, пытает их, убивает. Но масса упорно продолжает борьбу. В конце концов, голод срывает забастовку. Старики сдаются, но молодежь снова поднимает знамя революции и рвется и новым боям. «Забастовщики» - это отрывок из романа японского пролетарского писателя Н. Токунага «Улица без солнца».
О существовании этой комнаты знали только самые верные люди. Она находилась в первом этаже ресторанчика «Канарейка». Вывеска закрывала ее окно от улицы, по которой непрерывно мчались трамваи.
Отсюда с черного хода ресторана по узкой лестничке можно было сразу выйти на кладбище.
Комната была величиной в четыре квадратных метра и никаких украшений, кроме плохеньких картин, нарисованных масляными красками, не имела. У нее было особое назначение - здесь гейши принимали посетителей.
Но сидящие в комнате люди мало походили на обыкновенных гостей этого ресторанчика. Они всегда входили со стороны кладбища и осторожно оглядывались, не следят ли за ними...
Они ведь знали, что в Токио полиция не дремлет.
С самого начала забастовки типографии Даидо никто из забастовщиков ни разу не видел руководителей профсоюзного совета - Иатцуо, Накаи и Ватамазу.
А между тем они жили здесь уже больше месяца.
Накаи и Ватамаза сидели за маленьким столиком и неуклюже чертили карту Японии.
- Как ты думаешь, кто будет во главе нового кабинета? - неожиданно спросил Иатцуо.
- Трудно предугадать, - ответил Ватамаза.
Ему было лет тридцать. Худой, с глубокими складками на лбу, он казался старше своих лет. Все его движения говорили о колоссальной энергии. Он носил японское платье с узкими рукавами.
В эту минуту постучали в дверь - три раза, условный знак.
- Войдите, - сказал Иатцуо. В комнату вошел Хашмура.
Все трое повернулись в его сторону.
- Новые вести?
- Да, очень важные.
Он протянул им записку, написанную карандашом: «19 вечером администрация типографии Даидо собирается увезти учеников на автомобиле вместе с переплетными машинами»;
- Кто тебе дал эту записку? - спокойно спросил Ватамаза.
- Миати, он передал ее час назад товарищу Такае Харуки из женотдела.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.