Торговцы человеческой кровью

Яго| опубликовано в номере №184, март 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Джон Педмор в своей книге о неграх в Соединенных Штагах передает любопытный разговор с негром, которого хозяин избил:

- Почему ты не уйдешь?

- Я не могу уйти, он выкупил меня. Если я уйду, меня арестуют за бродяжничество, посадят в тюрьму, и он опять купит меня. Вот я и терплю, и стараюсь отработать срок...

Обследование в Либерии было произведено по настоянию Англии, которой очень невыгодно, чтобы Файерстон, конкурент по добыче каучука, имел дешевую рабочую силу.

Но в области применения принудительного труда Англия не отстает от Соединенных Штатов.

В английской колонии в Южной Америке, в Британской Гвиане, половину жителей составляют индейцы. Эти индейцы были привезены в Гвиану приблизительно таким же образом, как либерийцы попадали в Фернандо Поо, или французское Конго. Для индейца существует особая карточка, без которой предприниматель не примет его на работу. Индеец не волен выбирать работу. Он едет туда, куда ему прикажут, выполняет ту работу, которую прикажут. Права свободного передвижения он не имеет. За уход с работы краснокожего раба сажают в тюрьму.

Не лучше обстоит дело и в Кении, английской колонии на восточно - африканском побережье Индийского океана. «Я видел в Кении, - пишет английский миссионер Оуен, - то, чего я никогда нигде не встречал: вели целую группу людей, привязанных веревкой за шею, для работы к частным предпринимателям». Оуен рассказывает, что, в случае нехватки мужчин, на эту работу берут женщин и детей. Побои и порка - обычное явление.

Метрополия завидует колониям. Королевская комиссия по «борьбе с безработицей» также изыскивает методы заставить безработных идти на всякую работу на любых условиях. Мерой воздействия предполагается угроза лишения пособия.

То, что Англия собирается только сделать, Германия, оказывается, уже практикует. Многие биржи труда в Рейнской области под угрозой лишения пособия заставляют безработных уезжать на работу во Францию. Работа эта дается на крайне тяжелых условиях. Коммунистическая газета «Арбейтер Цейтунг», выходящая в Мангейме, публикует письма германских безработных, побывавших во Франции. «Нас превратили в форменных рабов», «нас продали в рабство», - пишут товарищи.

Во время войны пленных в Германии отправляли на работы по осушке болот на началах «добровольчества». Фельдфебель выстраивал пленных, спрашивал: «Кто хочет ехать?» Так как обычно в ответ не раздавалось ни звука, фельдфебель хмурился, подходил ближе, шел по рядам и тыкал в грудь тем пленным, которые, по его мнению, были подходящими для работы, и приговаривал:

- Ты идешь добровольно, ты идешь добровольно, - и так далее, пока не набирался комплект.

Тот же метод практикуется теперь в отношении безработных. А Франция, давнишняя любительница дешевой пространной рабочей силы, вербует этих рабочих, несмотря на грозный рост безработицы среди французского пролетариата.

Но Франции в области применения принудительного труда все исследователи отводят первое место. Американец Бьюелл утверждает, что при постройке французскими колонизаторами железнодорожной линии в Экваториальной Африке, соединяющей город Браззавиль с берегом моря, смертность среди туземцев достигла цифры в 303 человека на тысячу. А французский буржуазный журналист Альбер Лондр рассказывает на страницах «Пти Паризьен», что в Индокитае он видел, как на рисовых полях телеги везли впряженные цугом женщины, как на базаре доведенная до отчаяния мать продавала своего ребенка в рабство за 15 франков.

В будущем учебнике мифологии значительное место будет уделено мифам о «советском демпинге» и «принудительном труде» в СССР. Эти мифы перекроют, пожалуй, даже знаменитый миф о национализации женщин в Советской России. Современность может быть удовлетворена. У нее, как и у древней истории, будет своя мифология.

Но то, что является мифом для СССР, вовсе не миф для капиталистического мира. Будущий экономист будет утверждать совершенно основательно, что демпинг и принудительный труд - понятия, фиксирующие определенные явления в жизни капиталистической Европы и Америки XX века. Военный историк в свою очередь будет утверждать, что «демпинг» и «принудительный труд» - термины военные, означающие методы подготовки интервенции и империалистической войны.

Нет, и не может быть принудительного труда в Советском Союзе, в республике трудящихся, где фабрики и заводы, где орудия производства принадлежат самим трудящимся. Работа на себя есть не принудительный труд, а именно труд свободный, ибо он обслуживает весь трудовой человеческий коллектив.

Американец Шервуд Эдди в своей недавно вышедшей книге «Вызов, брошенный Россией» говорит, что характернейшей чертой труда рабочих СССР, производства СССР, развития СССР - является то, что побудительный мотив конкуренции заменен коллективным сотрудничеством. Эдди совершенно справедливо указывает, что в условиях капиталистического общества лишь кучка предпринимателей заинтересована в ускорении темпов, но отнюдь не пролетарии, работающие по принуждению и жестоко эксплуатируемые. А в Советском Союзе в темпе производства заинтересован сам рабочий, ибо он сам хозяин, а хозяин по принуждению не работает.

Миф о «принудительном труде» создан после мифа о «демпинге» с очень определенной целью. Миф о «демпинге» должен был восстановить против Советского Союза крестьянство, миф о «принудительном труде» - рабочих.

Однако, эффект получился обратный. Миф о «демпинге» и миф о «принудительном труде» - были разоблачены, и этот факт лишь в еще большей степени сплотил трудящихся вокруг СССР, вокруг республики свободного труда.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены