Литературный арсенал пролетарского писателя и рабочего-литкружковца обогатился новым оружием. Институтом Ленина полностью переизданы литературно-критические статьи старого большевика В. В. Воровского, в последние годы своей жизни работавшего на посту полпреда СССР в Италии и убитого в 1922 г. белогвардейцами в швейцарском городе Лозанне.
Эти статьи тов. Воровского, равно как и книжка Д. Бедного, о которой мы писали в предыдущем № «Смены», помогут рабочим-ударникам, берущимся за оружие художественного слова, разобраться в сложных вопросах литературной жизни.
Когда класс обречен историей на смерть, когда нет у него перспектив и надежд на будущее, люди устремляют глаза к небу.
Мистика, страх перед грядущей неведомой катастрофой, глубокий пессимизм, юродивая смиренность, - вот содержание литературы русской интеллигенции после поражения 1905 г. Неземная, таинственная, неуловимая «прекрасная дама», занявшая столько места в поэзии Александра Блока; реакционная клевета на революцию и революционеров в романс Сологуба «Навьи чары», порнографические похождения арцыбашевского героя Санина, - вот что занимало «лучшие умы» того времени.
Тогда-то и появились первые литературные фельетоны и критические статьи В. В. Воровского - острые, блестящие, гневные. Профессиональный революционер, отдавший все силы партии, он выкраивал из своего скудного бюджета времени немногие часы для литературно-критической работы, беспощадно борясь с врагами пролетариата и на этом участке идеологического фронта.
Опубликование полного собрания литературно-критических статей Воровского является большим событием литературной жизни. Теперь, когда развертывается творческая дискуссия, когда в пролетарскую литературу вливаются новые отряды призывников-ударников, работы Воровского приобретают для нас новую ценность, помогая формированию подлинной марксистско-ленинской критики.
Критические статьи и фельетоны Воровского прежде всего отличаются строгой партийностью и классовой заостренностью. Во всех своих литературных работах он остается критиком-публицистом. Это в корне отличало и отличает его от критиков-меньшевиков. Для меньшевистской критики характерно стремление отдалить политику от остальных областей идеологии, сделать литературу «автономной». Крупнейший меньшевистский критик Переверзев в своих работах упорно доказывал, что литература ничего общего с политикой не имеет, политика не может влиять на творчество писателя. Боровский же, действуя методом диалектического материализма, сумел показать влияние политики на творчество писателя.
Когда после 1905 года писатели интеллигенции - Андреев, Сологуб, Арцыбашев и др. - начали всячески поносить революционеров и агитировать за уход из политики в обывательщину и «потусторонний мир», Боровский резко выступил против них. Он показал тесную связь их реакционного творчества с политикой буржуазной царской России.
Но при публицистической заостренности своих работ Боровский никогда не забывал об особенностях художественной литературы, отличающих ее от других видов идеологии. Определяя «идеологическую родословную» писателя, подробно разбирая содержание, он всегда анализирует также и форму его произведений.
«Подобно тому, - пишет он, - как эволюционировала мысль Л. Андреева в унисон с идейными перипетиями интеллигенции, эволюционировала и его художественная манера творчества и письма. Ибо художественная форма и стиль тесно связаны с мыслью автора и неизбежно должны следовать всем ее изменениям». У Воровского нам следует учиться четкости применения диалектико-материалистического метода к анализу литературного материала. Он рассматривает творчество писателя не статично, а в движении. Он всегда помнит, что в процессе участия в общественной жизни человек переделывает себя, изменяет свою идеологию, психику.
Так. в статье «И. С. Тургенев как общественный деятель» Боровский показывает, что Тургенев, несмотря на яркую классовую направленность его творчества, все же сумел относительно правдиво изобразить в романе «Новь» Соломина, классово-чуждого дворянству представителя промышленной буржуазии. Какой грех с точки зрения Переверзева, утверждавшего, что художник не может выйти из заколдованного круга образов своего класса! Ведь по Переверзеву писатель может изображать только представителей своего класса.
Разумеется, не следует забывать, что литературную работу Воровского необходимо рассматривать исторически. Ведь в те годы марксистская критика лишь зарождалась. Поэтому в статьях Воровского иногда встречаются неверные формулировки. Например, он неправ, говоря, что «тенденциозность» мешает художественности творчества, или утверждая отставание литературе. как вечный закон. Но эти отдельные ошибки вовсе не снижают огромной ценности работ Воровского, в которых совершенно правильно разрешены важнейшие проблемы марксистской критики.
Литературно-критические работы В. В. Воровского должен знать каждый начинающий писатель, каждый ударник, призванный в литературу. Марксистская критика, безусловно, много позаимствует из литератур ною арсенала Воровского. Необходимо двинуть его произведения в массы читателей. ГИХЛ должен издать избранные сочинения Воровского массовым тиражом.
Второй том сочинений Воровского, выпущенный в этом году, содержит все его критические работы. Книга снабжена подробнейшими комментариями, которые облегчают усвоение ее и неподготовленным читателем.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.