Сибирь каторжную - в сибирь индустриальную
Огромные богатства раскрылись вдруг, как откровение.
Это событие имеет далекое начало. Тридцать лет назад, в таежную глушь, в Кузнецк, был сослан народоволец Платонов. Отчаявшись в успехе народовольческого движения, забытый друзьями, ожесточенный беспричинными придирками жандармов, Платонов углубился в изучение края. Неисчислимыми тропами исходил он отроги Алтая, Темир-тау, неведомых закоулков тайги. Тридцать лет полки его комнаты наполнялись грудами самых разнообразных камней всех цветов спектра. На карте, висевшей над его столом, появились странные кружочки и точки. На тридцать первом году своей работы молчаливый старик, увлеченный перспективой великолепного будущего Кузнецкстроя, раскрыл секрет: десятки кружочков - отметки открытых им месторождений железной руды, медного колчедана, соли, асбеста...
Открытие Платонова - только начало. Огромные, еще неизвестные богатства Сибири превратят ее в цветущий край. Но уже сейчас старую Сибирь не узнать. Над полями, где когда-то стоял надрывный стон арестантов и звон кандалов, слышны удары тысяч кирок, торопливое постукивание пневматических молотов. Растет тот самый Кузнецкстрой, одним годовым выпуском рельс которого можно будет опоясать земной шар, создаются десятки новых шахт. Будет автозавод, будет судоверфь, заводы горного оборудования, комбайнов, Енисейская гидроцентраль... И все-таки будущее Сибири в ее невиданных, почти невероятных запасах угля - 400 миллиардов тонн. Загоревшись в топках заводов, превратившись в токи огромной мощности, он оживит огромный край и сотнями эшелонов двинется на соединение с уральской рудой.
Вторая молодость урала
Первые домны Урала, построенные царским вольноотпущенником Демидовым, задымили в Нытове. Затем на всех склонах гор построили свои заводы Строгановы, Уркварты... Заводы, поражавшие размерами цехов, - теперь полуразвалины «самоварчики», как называют здесь старенькие домны. Смена им готова вступить в строй в Магнитогорске, в Н.-Тагиле, около Свердловска, в сотнях пунктов. Стеной выросли чудовищные цехи, огромные машины. Здесь все поражает грандиозностью: на Уралмашинострое устанавливается самый крупный в СССР паровой молот, 12 блюмингов, комбинат меди, сельмашстрой со 100000 квалифицированных рабочих; Магнитострой - самый большой завод. В этом году на Урале входят в строй (заводы с оборудованием стоимостью в 600 000 000 рублей.
Но и это только начало. Впереди же нечто сказочное. Открываются все новые и новые богатства. Хребет Урала таит один миллиард семьдесят миллионов тонн железной руды. Урал - мировой монополист многих рудных металлоископаемых: ванадия, берклия, вольфрама, хрома, магния и др.
Начиная с октября 1931 г., в Кузнецк побегут десятки эшелонов с уральской рудой. На Урал направится кузбасский уголь. Так будет закреплен союз угля и руды. Наша страна индустриализируется, становится металлической. «Всемерно развивая южную угольно-металлургическую базу, надо немедленно приступить к созданию на востоке СССР второй угольно-металлургической базы» (Сталин). Только полтора года прошло с этого дня, а на полях Сибири и Урала кипит стройка невиданного в мире комбината.
Темпы его роста далеко перегоняют хваленные темпы Америки и поражают даже нас, видящих огромный рост производства в Советском союзе.
Вместо 6 миллионов тонн угля, добытых в пределах комбината в прошлом году, в 1936 г. будет добыто уже 130 000 000 тонн (ровно два Донбасса).
К концу пятилетки будет 17 миллионов тонн против 6,5 миллионов тонн в 1931 г. К концу второй пятилетки в стране должно быть 54 миллиона тонн чугуна - из них половина падает на УКК. Здесь будет сосредоточена половина машиностроения страны, девять десятых химической промышленности и т. д. Промышленность перемещается на восток колоссальным комбинатом. «УКК - революция в нашем хозяйстве, причем в таких размерах, в таких масштабах, которые мыслимы только в стране с плановым социалистическим началом» (Куйбышев).
Есть контроль рублем
Сколько настроений и переживаний обуревают многотысячные коллективы строителей Урало-Кузбасса! Бригада Сагалаева дала мировой рекорд кладки бетона. На следующий день взволнованно зашевелились бригады бетонщиков - в большинстве все малограмотные ребята, только вчера пришедшие из деревни. Рекорды нарастают. Телеграммы принесли известия об окончании (на 10 дней раньше срока) магнитогорской батареи коксовых печей, о рекордах монтажа каменной кладки. Комсомол организовал первый хозрасчетный экскаватор на Магнитострое...... Расцветал май. Магнитострой переживал переломные дни. Управление строительством тщетно билось над внедрением хозрасчета. Безалаберность, бесконтрольность в расходовании средств грозили увеличить стоимость Магнитостроя с 750 миллионов до 1 миллиарда.
Но миллиард начинается с копейки и, чтобы спасти миллионы, комсомольская ячейка доменного цеха вместе с выездной редакцией начала борьбу с экономии копеек. Подготовку к переходу экскаватора на хозрасчет вел комсомол. Низовые хозяйственники и профсоюзники держались выжидательно. Переделали смету, расставили людей, провели разъяснение - рабочие приняли предложение перейти на хозрасчет с 6 мая. Решающие минуты. 6 мая в половине первого дня от экскаватора отходит последний состав вагонеток, нагруженных второй сменой. Машинист Чурек принял машину, рабочие становятся по местам. Но разброд почувствовался сразу: вновь слитые бригады взаимно не связаны, нет угля, нет ни бригадира, ни инженера. В эту минуту сообщают: неизвестный закрыл винтель трубы подающей воду в экскаватор. Тракторист бросил на рельсах землевозной линии трактор, погас свет - это действовал классовый враг. Ячейка кинулась во все концы. Вызвали электромонтера, водопроводчиков, подвезли уголь...
В час ночи к экскаватору № 12 подошел порожняк. Тридцать пять минут потребовалось для нагрузки восемнадцати вагонеток. Двенадцать минут состав шел до свалки, восемь минут он разгружался там и наконец двадцать минут должен был стоять на разъезде в ожидании встречного груженого состава. В среднем экскаватор простаивает по 30 минут, ожидая порожняка. Это при «нормальном» ходе работ. Если устроить разъезд (его упорно не делает дорожный мастер Долгачев!), то интервалы уменьшатся на 25 минут.
Только в 2 часа 5 минут первая хозрасчетная смена начала грузить второй состав. Монтер установил электрический рефлектор. Это первое предложение хозрасчетной бригады было выполнено через час после того, как поступило. Второй состав был нагружен не в 35 минут, а в 28. Рабочие работали рекордно - быстро.
2 часа 33 минуты. Второй состав идет на свалку. Мы на нем. Толчок. Недалеко от разъезда сошла с рельс вагонетка... Причины!? - Плохо укрепленный буфер, неправильная сцепка, невнимательность машиниста. Недодано 36 вагонеток земли. Экскаватор стоял 1 ч. 15 м.
Едем дальше. Впереди освещенные леса ЦЭС. На свалке нет ни одного фонаря. Об освещении ее шесть месяцев идет дискуссия.
В 4 часа 20 минут трогаемся обратно к «Мариону». В половине пятого начинается погрузка четвертого хозрасчетного состава. Она длится 50 минут. Через каждые 3 вагонетки рвется гнилой конец веревки, с помощью которой открывается нижняя челюсть экскаваторного ковша.
Пятый состав грузится 53 минуты. Веревка рвется по-прежнему. Вдобавок начинает заедать собачка автоматического затвора. Эта собачка давно отслужила свой век, ударники давно требовали ее замены, но ремонта все еще нет. Машинист затягивает собачку проволокой, связывает концы сгнившей веревки, и работа продолжается...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.