Домна стояла в лесах, я люди не различали ее форм, когда Гриша Плотников, парень с золотыми веснушками на лице, пришел «секретарить» в комсомольскую ячейку доменного цеха. Путь был сделан далекий. От берега Черного моря до холмистого Кузбасса, с Николаевской судостроительной верфи к домнам гиганта металлургии. Было это 1 апреля 1931 года. В ячейке было 19 человек и то «безучетных», затерявших свои документы. Это была нищенски обидная цифра. А вокруг домны, в котлованах, на кауперах работали сотни молодых ребят, стянутых с разных концов страны, но разобщенных, не имеющих вожака. Ясно, встал вопрос о росте. Тут же в цеху, в горячке работы, в короткий перерыв была развернута агитация за вступление в комсомол. Росли так:
Апрель - 49 человек, май - 77, нюнь - 64, июль - 131. На 10 августа в ячейке было 420 утвержденных членов и 80 вновь поданных анкет. За эти месяцы передали в партию 32 человека. Ячейка решительно ухватила в своей работе основное звено - строительство домны. Все заботы и тревоги были отданы тому, чтобы рост ее и возмужание шли без перебоев, чтобы, освободившись от лесов она могла удивить людей своим здоровьем, так нужным домне в ее будущей большой работе.
Вся молодежь разбита на 13 производственных бригад. В каждой свой группорг. В комнате бюро комсомольского коллектива вист-ящик. Ящик, точно пчелиные соты, разбит на ячейки. Над каждой ячейкой фамилия группорга. Через эти ячейки каждый группорг ежедневно, ежечасно получает от комсомольского бюро задания, вопросы, кладет туда свои ответы, объяснения, рапорта. Это своеобразный телефон, вид боевого непрерывного руководства. У Гриши Плотникова есть еще толстая тетрадь. В нее вписана каждая бригада, характеристика каждого ее члена, участок работы и главное заносится ежедневное выполнение задания. Сводки через ящик доставляют группорги и бригадиры. Почти все комсомольцы доменного цеха ударники. Ячейка провела контрактацию, и 380 человек из молодежи закрепились до конца пятилетки. Провели стройэстафету из 7 маршрутов. Взяли шефство над механизациями. Делали налеты на транспортеры, бетономешалки, краны. Всех грубых, невнимательных к машинам заменяли НОВЫМИ, ЛУЧШИМИ.
К старым, опытным механизаторам прикрепили для учебы 14 комсомольцев.
Сейчас в доменном цехе имеется 12 бригадиров комсомольцев, в то время, как 3 месяца назад их не было ни одного. Все бригадиры переведены на хозрасчет. Некоторые, например, огнеупорщики, добились снижения себестоимости, уменьшили брак.
Домна в июле скинула леса. Круглые сутки разносились на всю ширь Кузнецкстроевской площадки ее оглушительные симфоний: стрекотали пневматические клепальные молотки, бухали кувалды, звенели молоты.
Рядом, ровной шеренгой охраняли домну красавцы-каупера. Домну спешно лудили, выкладывая внутренность ее огнеупорным кирпичом. С плакатов, со страниц газеты «Большевик Кузнецкстроя» ежедневно глядело напоминание: «Первую домну зажечь к 1 октябрю». И люди, нагоняя темпы, чувствовали это...
А по ночам с звериной жестокостью, неотличимый внешне от рядового рабочего, вылезал классовый враг: он рубил стальные тросы у кранов, рвал провода, портил машины.
Комсомол домны не давал возможности орудовать врагу: по ночам комсомольские патрули во главе с членами бюро ячейки несли дозоры на строительстве.
Путь бригады комсомольца Байшева одна из страниц в летописи «доменщиков» за овладение темпом. Байшев, невысокий паренек, с озорными глазами. На Кузнецкстрое 4-я месяц, мобилизован локтевским райкомом, бывш. Рубцевского округа.
Батрак, четыре года уже жил на производстве. В последнее время, перед мобилизацией на Кузнецкстрой работал в Турксибе укладчиком рельсов. В июне ячейка доменного цеха организует молодежную бригаду землекопов во главе с бригадиром Байшевым. Работу бригада получает ответственную. Нужно выкинуть тысячи кубометров земли, чтобы потом в объемистую пустоту котлована положить сизые, бетонные массивы основания будущей третьей домны. Первые дни работы не принесли радости. Чужие, мало знакомые друг с другом ребята работают недружно, с перебоями, спорят из-за участков. Талая земля не поддавалась лопате, ребята злились. Прораб, подходя к краю ямы, смеялся:
- Зря хвастнули ребята... Рано вас на землю поставили, собирали бы щепки...
Грязный, хмурый Байшев торопил:
- Ребята, жми. Не может быть, чтобы мы с землей не справились! К концу работы измученную, измазанную в грязи. бригаду встречали неприятной вестью:
- Горе-копатели... На себе земли больше вытащили, чем лопатами подали... На 53 процента задание выполнили.
Значит, из нормы в 10 кубометров на землекопа, каждый из них брал менее 6 кубометров.
Угрюмая и злая ходила бригада.
Кое-кто возненавидел котлован и, бросая на него злобные взгляды, шептал:
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.