Фантастика смущенно улыбается

А Письменный| опубликовано в номере №204-205, октябрь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сквозь снежные бураны и полярную ночь, через тайгу и тундру, по вечной мерзлоте пойдет стальная стежка Великого северного пути. А южнее через пески и горы, ныряя в туннели, пропадая в лесах, заполнит пространство Урало-Кузбасса мощная сеть Южно-Сибирской железной дороги.

Край был пустынен. Столько-то душ на квадратный километр, столько-то миллионов киловатт неиспользованной энергии рек, допотопное оборудование шахт и заводов и неизвестное количество всяческих минералов и руд.

Там, где за сотни верст ездили в гости на чашку зеленого чая, где неслась надрывная песнь каторжан, там лягут полотна усовершенствованных шоссе, возникнут исполинские машиностроительные заводы - в Челябинске тракторный исполин, в Новосибирске сельскохозяйственных орудий и автостроительный, там над шпалами железных дорог, над всеми без исключения, повиснут провода электрички.

Пока все это запечатлено на бумагах и картах Госплана, но через два года, во второй пятилетке эта фантастика, «мифы» и «миражи», как любят отзываться о планах социалистического строительства буржуазные экономисты, начнет осуществляться на грандиозной площадке Урало-Кузнецкого комбината, простирающейся на два миллиона восемьсот тысяч квадратных километров земли, лесов и рек. Цифры, которые пока еще хранятся в папках и скоросшивателях, станут воплощаться в железобетонные формы цехов», в крепления шахт, в механизированные забои Кузбасса, во всю сеть электрифицированных железных дорог исполинского комбината. Первые домны вступают в этом году. Это задымит Магнитогорск, разворачивая бока горы Магнитной. Бурые мышцы железной руды поглотят пасти печей, и огненные глыбы стали загрохочут на блюмингах.

Урало-кузнецкая проблема замечательна своей многообразностью. Это универсальный конгломерат промышленности. Это сложнейший производственный организм, который когда-нибудь видел до сего времени мир.

Триста миллионов тонн железной руды горы Магнитной и великолепный уголь - таковы показатели.

Из Кузнецка через 2.300 километров железнодорожного пути будет идти в Магнитогорск уголь. Магнитогорский завод будет самым крупным и самым усовершенствованным заводом в мире. К 1937 году он полностью развернет добычу металла и тогда его восемь домен ежегодно будут выплескивать в канавы 4 миллиона тон чугуна. 450 коксовых печей и 42 мартена выварят из чугуна сталь, 3 блюминга подхватят десятитонные болванки и полосы стали по трем линиям прокатных станов.

Металлургический гигант обрастет плеядой химических производств. Помимо того, что газ доменных печи, будет отапливать батарею коксовых печей и нагревать котлы электростанции, а коксовый газ - мартеновские печи, из этого газа химические заводы будут вырабатывать ценные фабрикаты: аммиачные соли для удобрений, нафталин, различные смолы и прочее. Главную массу 400 миллиардов тонн кузнецкого угля составляет уголь с высоким содержанием летучих частей, из которых получается водород, азот, туковые удобрения и множество других химических элементов. Этим содержанием уголь Донбасса не отличается. Он тощий, и из 69 миллиардов тонн только 12 - 15 миллиардов жирных.

Вагоны, привозящие из Кузнецка уголь, уйдут обратно с магнитогорской рудой. Она пройдет свои километры, отгрохочет на стыках рельсов и в свою очередь пройдет доменный процесс на родине угля. Донбасс в шесть раз беднее углем. Пласты. Кузбасса неисчерпаемы. Одна шахта Коксовая № 1 ежеминутно будет выдавать на-гора 16 тонн угля. В конце второй пятилетки Кузбасс выдаст на поверхность 115 миллионов тонн угля. Это будет высокосортный уголь, на котором можно вести выплавку чугуна без коксования. На Кузбассе есть и железо. Его пока еще немного, это-то и заставляет возить руду из Магнитогорска, где добыча легче и откуда обратно идут поездные составы, привозившие уголь Кузнецка. Но по исследованиям и разведкам, которые только теперь начинаются в соответствующем масштабе вестись, можно предположить, что в районе Кузнецка будут найдены огромные запасы руды, и тогда Кузбасс станет первейшим в мире металлургическим центром, дающим очень дешевый чугун.

После первого Кузнецкого завода задымят - второй базирующийся на собственной руде, третий вблизи Кузнецка при рудном месторождении Темир-тау и четвертый металлургический великан, рассчитанный на магнитогорскую руду.

Но не один Кузнецкий уголь будет питать комбинат. Новые угольные месторождения в Караганде, Кизеле и Челябинске вместе с Кузбассом к концу второй пятилетки дадут 190 миллионов тонн угля. Вся добыча будет механизирована. Забойщик, обушок и конная тяга уйдут в область преданий. Их вытеснят пневматическое кайло, конвейер и низкий электровоз.

Характерным отличием Урало-Кузбасса от первой металлургической базы является производство цветных металлов. В Донбассе нет цинка, меди, алюминия, свинца. Урал и Кузбасс богаты цветными металлами. Из всех известных в Союзе месторождений цинка 77% приходится на долю Зауралья и Казанской части Алтая. В Кемерово будет построен электролитный завод цинка, а рядом с ним свинцовый завод. Главные запасы меди тоже находятся в пределах комбината. Окутанные зеленым пламенем медноплавильных печей, заводы комбината к концу второй пятилетки дадут миллион тонн меди. Электрический ток, пройдя через электролитные ванны, даст стране 250 тысяч тонн алюминия, разлагая алапаевские бокситы.

Вторым отличием Кузбасса от Донбасса является широкое развитие основной химической промышленности: Огромный химический комбинат строится в Березняках. Калийное месторождение в Соликамска, нефть в Чусовских городках, сера, фосфор и целый ряд других ценных ископаемых, перечисление которых заняло бы целую страницу, послужат сырьевой базой для многих Урале-Кузнецких химических производств.

В 1920 холодном и голодном году, когда еще не затихли фронты и революционный энтузиазм красных войск опрокидывал белобандитов, создалась ГОЭЛРО - государственная комиссия по электрификации России. Электрификация страны легла в основу плана. Вторая пятилетка идею электрификации разовьет еще шире, еще мощнее. Засияют огни невиданных электростанций, зашагают железные мачты с гроздьями изоляторов, оплетут страну невода электропроводов, несущих высокое напряжение. Заводы комбината оживит ток, завертит механизмы станков, И землю строительства зальет светом. Электрификация железных дорог ускорит переброску грузов, сделает транспорт гибким и аккуратным.

Вся проблема Урало-Кузбасса базируется на энергетике. Потребность в электроэнергии с 400 тысяч киловатт этого года к концу второй пятилетки вырастает до 6500 тысяч киловатт. Для того, чтобы дать комбинату эту энергию, строится цепь мощных электростанций. Еще недавно такой промышленный центр как Прокопьевск обслуживался машиной в 250 киловатт, вывезенной в 1920 году из московского Малого театра. Теперь там сооружаются две мощных теплоэлектроцентрали: кемеровская - на севере и кузнецкая - на юге. Электрификация смягчит очень острое положение с водой. Реки в комбинате маловодны. Воды не хватает. Нужда Урала и Казахстана в воде огромна. В Прокопьевском районе воды не хватает даже для мытья рабочих. Электрификация железных дорог позволит транспорту сэкономить большое количество воды. В некоторых предприятиях электричество сможет заменить воду, как источник двигательной энергии.

Цепь мощных электромагистралей свяжет весь комбинат энергетическими нервами, в конечном своем завершении упираясь в небывалое в мире строительство Ангарстроя.

Это потрясающее сооружение начато уже сейчас. По всей Сибири рассыпались исследовательские партии инженеров и геологов. Они ищут места для будущих плотин Ангарстроя, они узнают эпюру рек, знакомятся с их поведением в паводки и засухи. Ангарстрой это не электростанция, как думают многие. Один писатель даже хотел ехать на строительную площадку гиганта. Но он с огорчением узнал, что Ангарстрой - это целая система мощных гидроэлектроцентралей, из которых каждая в несколько раз превосходит Днепрострой. Самые грандиозные работы на Ангарстрое относятся к третьей пятилетке. Пока еще выбирают варианты наилучшего проекта строительства. Но уже во второй пятилетке бетонные плотины перегородят путь рек, поднимут воду на десятки метров высоты и вода закрутит турбины, электрический ток заструится по проводам. 600 ученых, инженеров, агрономов и экономистов разрабатывают план комбината. К ним поступают статистические данные, сведения исследовательских экспедиций на местах. На основании этих материалов ученые вырисовывают на бумагах и картах картину страны будущего.

Но воплотить в жизнь чудесные проекты Урало-Кузбасса без помощи трудящихся Союза они не смогут. Вместе с учеными, под руководством большевиков миллионы идут бороться за план, оживлять тайгу, добывать металл, вынимать из сундука земли сокровища ископаемых. А в авангарде миллионных масс движутся комсомольские полчища. В первых рядах дерутся комсомольцы за промфинплан, за темпы, за сроки, штурмуют землю, проламывают гранит скал и реки загораживают плотинами. В Кузнецке они строят литейный цех. Это будет комсомольская литейная. Строители-комсомольцы проходят курс литейных наук и, выстроив цех, будут в нем работать. - «Ребята, нажмите, не подкачайте!» - висит лозунг у входа в конторку цеха. Ребята нажимают. Цех растет. Уходят стены под своды перекрытия, начинается монтаж оборудования внутри. К сроку цех будет пущен в дело.

На стройку придет масса новых людей. Сейчас на площади комбината живет в городах - 4 миллиона человек, в деревнях - 22 миллиона. В 1938 году в городах будет 16 миллионов, а сельское население уменьшится до 19 миллионов. Таковы цифры плана. Естественный прирост не может за 7 лет повысить на 9 миллионов население. Частью город увеличивает свое население за счет сельского, освобождаемого от труда в деревне рационализацией, вносимой коллективизацией. Помимо этого из других районов Союза сюда приедут несколько миллионов человек.

По всему Урало-Кузнецкому комбинату будет введен шестичасовой рабочий день. Исчезнет унизительная пропасть между физическим трудом и умственным. Огромное внимание будет уделяться культурной работе среди населения. Производительность труда станет такой же, как в Америке. Будет введено всеобщее обязательное десятилетнее политехническое образование в городах и не менее 50 процентов детей сельского населения будет учиться в десятилетних школах. Если сейчас жилищная норма в среднем равна 2,4 квадратных метров на человека, а в некоторых местах, например, в Новокузнецком падает даже до 1 квадратного метра, то в конце второй пятилетки норма жилой площади повысится до 10 квадратных -метров. Надо иметь в виду, что это будет достигнуто несмотря на колоссальный рост населения городов. Десять лет назад в городах и рабочих поселках Кузбасса было 50 тысяч жителей, а сейчас стало уже 250 тысяч, В Новокузнецке в 1925 году было три тысячи человек, а сейчас 46 тысяч жителей. За 6 лет население выросло в 15 раз. Население Прокопьевска выросло в 10 раз. Кемерово в 5 раз. Анжерка вдвое. Чтобы вместить всю эту массу людей будут выстроены первые города подлинно социалистического типа. В домах, предназначенных под жилье не будет кухонь. Каждый будет иметь отдельную комнату, в каждом доме будут столовые, читальни, спортивные залы, ванны, души. Пища, изготовленная на фабрике-кухне под надзором опытных поваров и врачей-диэтетиков, будет доставляться в столовые домов. Белье будет стираться в механических прачечных. При домах будут устроены детские ясли. Женщины полностью освобожденные от стирки, детей и кухни смогут стать на работу у станка наравне с мужчиной. Раз в месяц каждый житель города будет осматриваться врачом, чтобы не было больных и хилых. Окруженные зеленью, эти будущие города не будут задыхаться от пыли, заводского, дыма и фабричной копоти. На широких улицах, покрытых асфальтом, не будут шуметь трамваи, так как внутри городов возникнет исключительно автобусное троллейбусное и таксомоторное сообщение. А вокруг социалистических городов раскинутся необозримые поля совхозов в сотни тысяч гектаров. Полная механизация, комбайнизация и тракторизация обеспечат небывалые урожаи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены