В истории советского портрета Ряжскому будет, несомненно, отведено почетное место как проницательному мастеру социального типажа.
Среди советских мастеров едва ли много найдется мастеров, которые так упорно и настойчиво работают над образом, как Ряжский. Большим композиционным вещам художник уделяет мало внимания. И даже его сложные, большие жанровые произведения, как «Колхозница - бригадир» или «Политбеседа», являются, по существу, групповым портретом. Но сопоставьте скупые по композиции и сложные по своей психологической проникновенности, острой характеристике «многолюдные» портреты Ряжского с большими бытовыми полотнами других мастеров - и вы увидите, что преимущество окажется на стороне портретиста Ряжского. Достаточно вникнуть уже в самую «портретную тематику» Ряжского, чтобы понять те цели и задачи, какие ставит перед собой художник.
Задача эта - показать образ нового человека и в особенности новой советской женщины, принимающей активное участие в советском строительстве. Вот перечень значительных портретов, созданных художником за последние годы: «Рабфаковка», «Печатница», «Физкультурники», «Делегатка», «Вузовка», «Председательница» (1925 - 1928 гг.); «Чувашка - учительница», «Нацменка», «Лыжница» (1932 - 1933 гг.). Каждый из этих портретов показывает внутренний мир человека со всеми его переживаниями и устремлениями. В портретах Ряжского отсутствуют те равнодушные, академические, формально - стилистические приемы, которые фиксируют поверхностно, с холодком фотообъектива лишь внешний облик человека.
Было бы совершенно односторонне судить о Ряжском как о художнике, целью которого является дать лишь яркий образ без заботы о цвете. Мастер реалистической живописи Ряжский много работает над формой, цветом, «живописным языком», художественным выражением.
У Ряжского своя форма, свой стиль, которые отличают его от других мастеров. Это - грубость, шероховатость мазков, которыми художник не столько пишет, сколько «лепит» портрет, выявляя объемную выразительность в каждой мышце, в каждой черте лица. «Скульптурность» живописной формы при внутреннем идейном содержании образа придает ту законченность и цельность портретам художника, которые ставят Ряжского в первые ряды советских живописцев.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Музей новой западной живописи