В прошлом году я побывал в Болшевской коммуне НКВД. Там имеется группа талантливых молодых живописцев, с которыми занимается художник Яковлев. Я обратил внимание на четырех: Шепелюка, Гольцева, Переца и Копейкина. Их работы были настолько интересны, что я взял их сразу на второй курс, и сейчас они одни из лучших учеников Академии.
Шепелюк – широко развитой, начитанный человек. Он так обосновывает свое стремление к упорному труду за мольбертом: – Меня не удовлетворяет то, что сделано быстро, без усилий. Я могу легко закончить этюд. Может быть, он будет удачным. Но уже одно то, что этот этюд сделан легко, возбуждает мое недоверие.
В стенах Академии учится много талантливой молодежи. Они могли бы быстро достигнуть легкого «мастерства». Но они предпочитают упорно трудиться. Все они кропотливо штудируют форму, рисунок, изучают природу. Но этого, конечно, еще не достаточно, чтобы быть советским живописцем.
Как я представляю себе сформировавшегося молодого художника? Конечно, как крупного выразителя наших советских дней.
Многие молодые художники еще предпочитают нейтральную тему – это путь наименьшего сопротивления. Овладение современной тематикой требует больших усилий. Здесь труднее выявить себя. Но ведь молодежь идет навстречу трудностям, чтобы их преодолеть!
Один признак отличает нашу молодежь: она не хочет замыкаться в узких рамках одной профессии. Геолог пишет стихи, поэт занимается геологией. Инженер увлекается драматургией, артист интересуется машиностроением. У нашей молодежи несколько линий развития. Она никогда не удовлетворяется чем-нибудь одним.
Я видел в Лондоне наших танцоров. Оли имели огромный успех. В буржуазной прессе, сомневаясь, писали: «Возможно, это люди из балета? Так могут танцевать только профессионалы».
Но это была наша рабочая молодежь. Всех удивляла уверенность, с которой они не расставались ни в королевском дворце, ни на эстраде Альберт-Холла. Их ничто не могло сбить с толку, ослепить.
Мы опрашивали у делегаций из других стран, каково их отношение к нашим танцорам, и все в один голос отвечали:
– Мы им завидуем!
– Чему? Успеху?
– Нет, каждый танцует так, как умеет. Мы завидуем их уверенности, воодушевлению, энергии.
С молодыми советскими писателями дело обстоит сложнее.
Страна ждет выдающихся литературных произведений.
Перед писателями огромное многообразие тем. Они должны знать, о чем пишут.
Старые писатели держатся своим личным опытом и прежней выучкой. Писательская молодежь часто не имеет ни того, ни другого.
Лучшая писательская молодежь изучает страну, ищет свои темы, свой голос. Это группа тех, для кого литературный труд – основная профессия.
Но с каждым годом растет и другая группа молодых. Они приходят в литературу из других профессий. Это молодежь нескольких линий развития. И для литературы они своей прежней профессии не бросают.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.