Первого мая 1944 года Иван Кожедуб - на его счету в это время числилось тридцать семь уничтоженных самолётов врага - приземлился на территории Румынии. Здесь он узнал о том, что на родине ему приготовили подарок - новый истребитель «Лавочкин».
В ожесточённых боях в районе севернее Яссы Кожедуб на подаренном ему истребителе за восемь дней сбил восемь вражеских машин.
Правительство высоко оценило отвагу и геройство талантливого истребителя. Этим же летом он был награждён второй медалью «Золотая звезда».
Воздушные битвы под Белгородом и Харьковом, в районе Полтавы и Кривого Рога, над Днепром и у стен Кировограда, под Уменью и у Южного Буга, над Днестром, Прутом, Серетом выковали из Кожедуба выдающегося лётчика, в совершенстве владеющего мастерством воздушного боя. Гроза для немцев, он стал широко известен и любим в нашей армии и народе.
В кармане кителя, на груди, носит Иван Никитич небольшую записную книжку. По записям, сделанным на её страницах за последние четыре года, можно увидеть, как формировалось сознание воина - патриота, как чист и ясен духовный облик замечательного советского асса.
На лицевой странице крупно написаны три слова. Это первая заповедь русского человека, грудью вставшего на защиту отчизны:
«Стоять на смерть!»
На других страницах читаем:
«Ни шагу назад, - только вперёд! Если убьют - и то головой вперёд падай» (Чапаев).
«Мы - русские, мы всё одолеем» (Суворов).
«Друзья, деритесь храбро - и всё падёт перед вами» (Суворов).
И дальше собственные мысли:
«Победа даётся людям сильной воли, людям мужественным и храбрым. Победа даётся людям высокой морали, людям чистой и благородной души».
«Воздушный бой - море комбинаций, положений, неожиданностей. Побеждает тот, кто опережает врага, кто действует отважно, дерзко, кто первым применяет нужный маневр и овладевает инициативой».
А на последней странице записной книжки - итог боевого пути:
«Пришла расплата! Мы - на немецкой земле. 13 самолётов сбил под небом Германии. А всего - бомбардировщиков - 22, истребителей - 39, разведчиков - 1».
Что можно добавить к этому?.. Разве только то, что, сбив шестьдесят два самолёта врага, сам Кожедуб не имеет ни одного ранения, а его самолёт - ни одной аварии или вынужденной посадки. Это ли не верх мастерства боевого лётчика?!
Мы познакомились с Иваном Кожедубом на одном из фронтовых аэродромов; это было в Германии, на Берлинском направлении.
Лётчик стоял у своей землянки около командного пункта. Несмотря на дождливую погоду воздух был наполнен рёвом авиационных моторов: на аэродроме, вырубленном в центре густого соснового леса, то и дело садились и взлетали наши истребители, почти непрерывно сражавшиеся в воздухе. Иван Кожедуб готовился к вылету. Вскоре после того как на горизонте растаял в дыму силуэт его «Лавочкина», мы узнали по радио о том, что в районе переправ наших войск через Одер Кожедуб встретил сорок «Фокке - Вульфов - 190». Несмотря на огромный численный перевес противника Кожедуб смело - врезался в стаю вражеских стервятников и сразу же сбил два самолёта...
Это были шестьдесят первый и шестьдесят второй уничтоженные им немецкие самолёты. Так закончил войну против гитлеровской Германии воспитанник Ленинского комсомола, отважный лётчик 1 - го Белорусского фронта, гвардии майор Кожедуб, получивший недавно третью «Золотую звезду».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.