В «Евгении Онегине» Пушкин дает замечательную картину настоящего. В написанном через год после «Цыган» и в годы работы над первыми главами «Онегина» «Борисе Годунова» (1825 г.) Пушкин воссоздает - с огромной художественной силой, с замечательным пониманием социальных пружин исторических событий - картину русского прошлого. Оставаясь в пределах стихотворной формы, Пушкин вместе с тем проникает в новую область словесного творчества - в драматургию.
Русская драматургия до Пушкина находилась в зачаточном состоянии. Она была всецело в путах ложно - классической, «придворной», французской драматической системы. Правда, в области комедии у нас уже имелся «Недоросль» Фонвизина, но зато в области драмы и трагедии у нас не было произведений, имевших сколько - нибудь высокое художественное значение.
Создавая «Бориса Годунова», Пушкин поставил своей целью «преобразовать русский театр». В противовес светской французской трагедии он решил дать высокохудожественный образец народной драмы шекспировской силы и глубины, рисующей, как и в «Онегине», картину целой исторической эпохи. Замысел этот был осуществлен. Вместе с Грибоедовым, написавшим в тот же период «Горе от ума», Пушкин положил начало новой русской драматургии.
Еще большую роль сыграл Пушкин в развитии русской художественной прозы. Через два года после создания «Бориса Годунова», в 1827
году, Пушкин начинает работать над историческим романом «Арап Петра Великого». О написанных Пушкиным шести главах этого романа (7 - я была только начата) Белинский сказал, что они «неизмеримо выше и лучше всякого исторического русского романа, порознь взятого, и всех их, вместе взятых». Однако самого Пушкина роман, по-видимому, не удовлетворил и был оставлен им не законченным.
Начиная с этого времени Пушкин с необыкновенной энергией и настойчивостью, пробуя то тот, то другой сюжет - через ряд черновиков, набросков, недоконченных приступов - восходит, наконец, в 1830 году к созданию «Повестей Белкина». В «Повестях» Пушкин достиг того, чего добивался: создал лишенный всяких псевдо - «поэтических» украшении, сжатый, точный и меткий язык русской художественной прозы - «язык мысли». В разговоре с одним из знакомых, который, увидав на столе у Пушкина только что вышедшие (без имени автора) «Повести Белкина», спросил: «Кто этот Белкин?» - Пушкин ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот так: просто, коротко и ясно».
Из «Повестей Белкина» особенное значение для дальнейшего развития нашей литературы имел «Станционный смотритель». Герой повести - один из «маленьких людей», забитых и угнетенных русской крепостнической действительностью. Образ смотрителя является прямым предшественником героя «Шинели» Гоголя и всех тех «бедных людей», «униженных и оскорбленных», которые заполняют страницы повестей и романов Достоевского.
В год создания «Повестей» Пушкин набрасывает непосредственно к ним примыкающую незаконченную «Историю села Горюхина» - обобщенную картину убогой, темной и забитой крепостной Руси. Стоит только вспомнить приводимую Пушкиным знаменитую запись помещичьего календаря: «4 мая. Снег. Тришка за грубость бит. 6 - корова бурая пала. Сеньке за пьянство бит. 8 - погода ясная. 9 - дождь и снег. Тришка бит по погоде». Подобные места придавали нарочито наивной, бесхитростной и вместе с тем исполненной самого тонкого юмора форме «Истории» характер несомненной политической сатиры. И не даром манеру «смиренного» горюхинского летописца подхватил и блестяще развернул в своей «Истории одного города» самый сильный русский политический сатирик Салтыков - Щедрин.
Предельной высоты проза Пушкина достигает в его последней вещи - «Капитанской дочке» которую Белинский называл «Онегиным» в прозе, то есть произведением, насыщенным исключительным богатством содержания, представляющим художественную энциклопедию русской жизни XVIII века. По поводу этой повести другой критик справедливо указывал, что, не будь у нас «Капитанской дочки», мы не имели бы «Войны и мира» Льва Толстого.
Однако, работая в 30 - е годы в области прозы, Пушкин не оставлял и стихов и драматургии.
Одновременно с «Повестями Белкина» им пишутся так называемые «маленькие трагедии». По силе анализа «страстей» - скупости, зависти, - по глубине проникновения в самые потаенные извилины человеческой психики «маленькие трагедии» стоят в ряду совершеннейших созданий мировой литературы.
Одновременно с «Пиковой дамой» создается гениальная повесть в стихах «Медный всадник» - вещь, насыщенная огромным философским и историческим содержанием, венец пушкинского стихотворного мастерства.
Наконец, одновременно с «Капитанской дочкой» задумывается и частично осуществляется единственный образец пушкинской драматургии в прозе - «Сцены из рыцарских времен» - произведение, которое до сих пор не дождалось еще надлежащей оценки, но о котором Чернышевский в свое время отозвался, что в художественном отношении оно «должно быть поставлено не ниже «Бориса Годунова», а может быть, и выше».
На всем протяжении своей творческой деятельности Пушкин продолжает писать и небольшие стихотворения: о дружбе, о любви, о смерти, о мужестве, о красоте природы, о радости бытия, о родине. Эти стихотворения - жемчужины не только русской, но и мировой лирики.
Таков огромный вклад, внесенный Пушкиным в русскую литературу.
Подавляющее большинство наших, да и не только наших, писателей - классиков работало в пределах более или менее узкой «специальности», разрабатывало по преимуществу ту или иную область словесного творчества.
Пушкин, как мы видим, шел сразу всеми путями: за двадцать семь лет своей литературной работы он сумел стать и великим поэтом, и великим прозаиком, и великим драматургом. В его творчестве мы имеем образцы почти всех литературных стилей. С одинаковым совершенством он владеет почти всеми возможными жанрами словесного мастерства.
Каждая новая крупная вещь Пушкина - по большей части не только еще один новый шедевр, но и новая глава в истории развития всей нашей литературы.
В неизмеримой художественной мощи Пушкина, в многогранности его творческого облика, в небывалой стремительности развития выразились одаренность и сила породившего его великого народа.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.