Мы помещаем отрывок из статьи основоположника пролетарской литературы Максима Горького о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине.
30 лет назад Максим Горький задумал создание «Истории литературы для народа». Горький написал для этой истории несколько характеристик выдающихся русских писателей. Помещаемый ниже отрывок – из числа этих работ Алексея Максимовича.
... Пока Пушкин шел тропой романтизма, протоптанной до него, пока он подражал французам, Байрону, Батюшкову, Жуковскому, - общество, замечая его удивительный талант, ценя музыку нового стиха, одобрило поэта. Но как только он встал на свои ноги и заговорил чистым русским, народным языком, начал вводить в литературу народные мотивы, обыденную жизнь, стал изображать жизнь реально, просто я верно, - общество стало относиться к нему насмешливо и враждебно, чувствуя в нем строгого судью, беспристрастного свидетеля русской пошлости, невежества и рабства, жестокости и холопства перед силой власти.
Про него говорили, что ссылка в Сибирь заменена ему ссылкой в Одессу, потому что он позволил себя высечь. В Одессе его травили, рассматривая как ссыльного, мелкого чиновника, не считаясь с его дарованием, - он озлоблялся и был вынужден «противопоставлять табели о рангах то демократическую гордость таланта и ума, то свое 600 - летнее дворянство».
В семье к нему относились подозрительно и грубо: отец даже однажды обвинил поэта в покушении на убийство, что грозило каторгой.
Его травил Булгарин, искажала цензура, Бенкендорф преследовал выговорами. Стихотворения «Моя родословная». «На выздоровление Лукулла» И насмешливые четверостишия вызвали, наконец, непримиримую злобу к поэту, ловкие люди искусно раздували общее недоброжелательство к нему, наконец, против него была пущена в ход клевета, и - вскоре его застрелили.
Его судьба совершенно совпадает с судьбой всякою крупного человека, волею истории поставленного в необходимость жить среди людей мелких, пошлых и своекорыстных - вспомните Леонардо да Винчи и Микель Анджело. Пушкин для русской литературы - такая же величина, как Леонардо для европейского искусства. Мы должны уметь отделить от него то, что в нем случайно, то, что объясняется условиями времени и личными, унаследованными качествами - все дворянское, все временное - это не наше, это чуждо и не нужно нам.
Но именно тогда, когда мы откинем все это в сторону - именно тогда перед нами и встанет великий русский народный поэт, создатель чарующих красотой и умом сказок, автор первого реалистического романа «Евгений Онегин», - автор лучшей нашей исторической драмы «Борис Годунов» - поэт, до сего дня никем не превзойденный ни в красоте стиха, ни в силе выражения чувства и мысли, поэт - родоначальник великой русской литературы.
Повторим еще раз его самохарактеристики - они поучительны, как взгляд поэта на задачи его в жизни:
«Ревет ли зверь в лесу глухом.
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом,
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Ты внемлешь грохоту громов
И гласу бури и валов,
И кичку сельских пастухов -
И шлешь ответ:
Тебе ж нет отзыва... Таков
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.