Третьего сентября 1826 года Пушкин был вызван в Псков и отсюда направлен прямо с фельдъегерем в Москву. Пушкин считал, что его отправляют в Сибирь.
Пушкина везли стремительно. В Москву он прибыл 8 сентября и сразу же был вызван к государю. В это время Николай стремился уменьшить количество политических врагов, сговориться с оставшимися в живых.
Пушкин разговаривал с царем уверенно, во время разговора он оперся спиной о стол.
Николай обещал Пушкину быть его цензором и освободить его от обычной цензуры.
Друзья поэта ликовали.
В театре публика принимала Пушкина как победителя.
Но скоро он понял положение, в которое попал.
Поэт привез с собой драму «Борис Годунов». Драма была передана на цензуру царя, а царь, как теперь это выяснилось, передал ее на цензуру врагу Пушкина - журналисту и сотруднику III отделения Фаддею Булгарину.
Фаддей Булгарин составил доклад о пьесе, и на основании этого доклада Николай предложил переделать пьесу в роман. Четыре года боролся потом Пушкин за право напечатать свою вещь.
1826 - 1827 годы провел Пушкин в Москве. Его стихи (стансы), начинающиеся словами «В надежде славы и добра гляжу вперед я без боязни», заключают в себе как бы условия договора с правительством. Одновременно Пушкин написал послание декабристам:
«Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут, и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут».
В 1827 году разрешено было Пушкину вернуться в Петербург. Петербург опустел. Друзья Пушкина были на каторге. Пушкин уехал в село Михайловское и там под впечатлением книг Вальтер Скотта начал писать исторической роман, который остался неоконченным. Зимой вернулся в столицу.
Оказалось, что положение гораздо хуже, чем думал поэт. Он получал выговоры от царя через Бенкендорфа. Пушкин хлопотал об отъезде за границу, просил разрешения поехать в Китай и получил отказ.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.