Радар
Много лет назад два молодых инженера - Юнг и Тэйлор - делали опыты с новым радиопередатчиком. Они пробовали его за пустынном морском берегу, и случайно показавшийся океанский пароход «Мэри Кэрн» изменил всё направление работ экспериментаторов. Неожиданно обнаружилось странное явление: радиоволны отражались от корпуса парохода, как отражаются лучи света. В этот день Юнг и Тэйлор со своим передатчиком превратились в охотников за пароходами, которые они подстерегали, чтобы убедиться, нет ли ошибки в их предположениях, казавшихся маловероятными самим инженерам. Но радиоволны неизменно отражались - об этом свидетельствовали приёмные устройства на берегу.
«Значит, - сказал Тэйлор, - мы можем обнаруживать при помощи радиоволн пароходы в море, самолёты в небе и вообще все препятствия, находящиеся перед нами...»
Молодые люди, сидя на берегу океана, уже окутавшегося ночной мглой, мечтали о том, как изобретённые ими аппараты найдут применение во всех областях техники... Мечта Юнга и Тэйлора осуществилась, их портреты появились во всех крупнейших газетах и технических журналах Америки и Англии, но... это уже портреты стариков. Десятки лет понадобились, чтобы прибор усовершенствовался и сделалось возможным пользоваться им в широких масштабах.
Американцы назвали это приспособление «радаром», его английское имя - «радиолокатор». Дело в том, что радиолокатор в Англии и радар в США появились почти одновременно, потому что, как только Юнг и Тэйлор опубликовали свои наблюдения над отражением радиоволн от металлических поверхностей, сейчас же радиоинженеры занялись конструированием приборов для обнаружения вражеской техники на воде, в небе и на земле. Радиолокатор в Англии окружала глубокая тайна, пока при его помощи не было отбито нападение германских воздушных сил на Лондон и другие британские города. И теперь, конечно, далеко не все подробности радиолокатора перестали быть военным секретом, но англичане опубликовали принцип устройства.
Ультракороткие радиоволны особым передатчиком направляются в небо. Одновременно работает очень много передатчиков, так что образуется невидимая сеть радиолучей. Когда луч натыкается в небе на самолёт, он отражается от его поверхности и улавливается приёмником. Время, необходимое на то, чтобы отражённый луч достиг приёмника, указывает расстояние до самолёта, ибо скорость распространения радиоволн точно известна, а угол, под которым проходит и принимается луч, наткнувшийся на препятствие, определяет положение самолёта относительно прибора. Комбинация «радиодонесений» даёт настолько ясное представление о том, где находится враг, что остаётся только наводить орудие и стрелять - эта операция производится автоматически.
Радар и радиолокатор занимают немного места. Они легко устанавливаются на корабле, на самолёте и служат для обнаружения приближающихся ночью и в тумане судов, что важно не только с точки зрения возможного нападения, но и для предупреждения столкновения. Они помогают обнаруживать с самолёта, летящего в темноте или в тумане, такие препятствия, как скалы, высокие сооружения, деревья; помогают пароходам ориентироваться в опасных местах и автоматически менять свой курс, обходя айсберги, рифы. Таким образом, мирное применение радара также очень широко.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К 40 - летию со дня смерти А.П. Чехова