В день своего шестидесятилетия, принимая правительственную награду - орден Трудового красного знамени, - выдающийся мастер театра народный артист СССР Василий Иванович Качалов говорил:
«60 лет. Я не чувствую на плечах этого груза. Мне хочется творить, работать, создавать новые театральные образы... Я чувствую прилив творческих сил, и мне хочется сказать так: ничего, старик, 60 лет не страшны в стране, где ты живёшь и работаешь...»
С тех пор прошло ещё 9 лет. За эти годы болезнь пошатнула здоровье В. И. Качалова, но, повинуясь зову сердца, именно сейчас, в дни войны, он работает много и плодотворно, как никогда.
- Глубокая старость, - говорит он, - в готовности отстоять родину не уступает юности. У меня и до войны были частые встречи с бойцами и командирами Красной Армии и Военно - Морского Флота. Сейчас каждое выступление перед воинами - фронтовиками приобретает особый смысл. Я черпаю в общении с ними новые силы. Ни в какой другой аудитории я не испытываю такого подъёма, такого острого ощущения важности, нужности и ответственности нашего искусства.
Концертный репертуар Василия Ивановича в дни войны пополнился стихами поэтов Н. Тихонова, К. Симонова, М. Светлова, А. Ахматовой, И. Сельвинского, М. Рыльского, фельетонами И. Эренбурга. По - новому зазвучали возобновлённые для эстрадного чтения отрывки из «Войны и мира», «Мёртвых душ», «Бориса Годунова» и других классических произведений.
Не прекращает В. И. Качалов и свою основную работу в Художественном театре, где он создал около пятидесяти ролей. В этом сезоне зритель вновь увидел на сцене МХАТ имени Горького спектакль «Воскресение» с участием Качалова. Большим театральным событием является каждое выступление замечательного артиста в пьесах «Враги», «На дне», «Вишнёвый сад». В настоящее время Василий Иванович готовит две роли в новых постановках - Несчастливцева в «Лесе» и лорда Кавершэма в пьесе О. Уайльда «Идеальный муж».
В. И. Качалов - друг молодых талантов. Он внимательно и чутко присматривается к каждому молодому актёру, вступающему в коллектив МХАТ, всегда готовый подсказать, посоветовать, помочь исправить недостаток, всячески поддержать способного человека. Играя спектакли, Василий Иванович не упускает из поля своего зрения любого участника массовой сцены и находит для него в последующей беседе сердечные, простые, нужные слова.
Особенно посчастливилось в этом смысле ученикам недавно открытой при Художественном театре школе - студии имени Вл. И. Немировича - Данченко. Василий Иванович - частый гость в этой школе.
- Помимо таланта, которым наделяет человека природа, - говорит В. И. Качалов, - искусство требует упорного, настойчивого, неутомимого труда. Это может показаться прописной истиной, но я не устаю повторять это, когда мне случается беседовать с молодёжью. Я знаю на своём опыте, как много значит неустанный труд для актёра.
Я вспоминаю, например, нашу работу с Вл. И. Немировичем - Данченко над инсценировкой «Воскресения». Вначале роль «от автора» намечалась, как необходимое подспорье для связи драматических сцен, как роль, имеющая минимальный авторский текст. Но постепенно значение и возможности роли расширялись, приобретая всё больше прав на самостоятельное звучание. И это привело к тому, о чём мы мечтали, - к новому виду спектакля. Поверив в него окончательно, твёрдо став на этот путь, я шёл дальше и дальше.
Из года в год всё смелее развивалась роль, утверждая особую область литературы - литературы театральной. Я стал расширять свои мизансцены и уточнять подробности. Чтец выходил на передний план, всё более превращался в основное действующее лицо, как бы в хозяина спектакля. Мне принадлежали не только слова, самый, текст автора, но и вся идея спектакля, его эмоциональная сила, темперамент и нерв автора. Мне нужно было передать зрителю своё отношение к происходящему и в то же время помочь действующим лицам раскрыть идейную сущность романа.
Всё это, повторяю, пришло далеко не сразу, а вырабатывалось годами. И теперь ещё, играя в «Воскресении», я нахожу в спектакле всё новые поводы для углубления и отшлифовки моей интерпретации.
Я не могу себе представить, как можно успешно работать над ролью, не полюбив её по - настоящему, не сжившись с ней так, чтобы она вошла в кровь и плоть актёра. С той минуты, когда у меня возникли в голове общие контуры образа, я целиком в его власти. Всё моё внимание поглощено им. Фантазия работает напряжённо. Не только на репетиции, но и на улице, в рабочем кабинете - в самой разнообразной обстановке накапливается и вынашивается задуманный образ, захвативший в плен и сердце и мозг. Идёшь по улице - и вдруг неожиданно находишь какой - то новый жест, какую - то новую интонацию. И на репетиции, в ансамбле, часто окончательно находишь те правильные внутренние ходы роли, которые лишь смутно ощущались накануне.
Может быть, потому, что я сам привык работать именно так, меня особенно радует в нашей театральной молодежи её живой интерес и к жизни и к своей будущей профессии, её желание совершенствоваться, преодолевая трудности, её удивительная целеустремлённость в творчестве, обещающая новый расцвет нашему советскому искусству.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.