ПОЗВОЛЬТЕ представить - семейство Юкке со всем потомством за 75 лет: 870 человек. Из них - 200 воров и убийц, 280 слепых, идиотов и чахоточных, 90 проституток и 300 покойников в раннем детском возрасте. Покойники покоятся, а живые размножаются в той же пропорции, как их отцы и деды...
Вот другая парочка родов, открытых доктором Иоргером в Швейцарском горном округе Бернау: род Зеро и род Маркус. Родоначальник этого последнего, Авраам Маркус, родился в 1807 г. и умер в 1888 году. За 100 лет существования этих двух родов сменялись режимы, сменялись периоды экономического упадка и расцвета, безработицы и нехватки рук, войны и мира, а они все неизменны - или уроды, «не жильцы на свете», преступники и только. Хороша компания! - Но, быть может, только роды Юкке, Маркус и Зеро счастливцы, а другие негодные члены человеческой породы того же качества все-таки вымирают, и человечество от них избавляется.
Спросим «спеца» по этой части Караффа Корбут, который долго занимался вопросом о том, кто лучше размножается - более ценные представители человеческого рода или менее ценные. Ответ такой: в Англии и Дании, например, плодовитость семейств, отягченных туберкулезом, глухотой и душевными болезнями, значительно выше плодовитости здоровых семей.
Так, может быть, это только за последние 100 лет? А раньше дело обстояло лучше? И этого нет... Еще Аристотель заметил, что потомки талантливых людей и немногочисленны и часто вырождаются до состояния глупцов, или помешанных. А по наблюдениям врачей - чем больше развивается цивилизация, тем чаще и чаще замечаются случаи глубокого вырождения человечества. Это верно, - значит?
Значит, вырождение человечества налицо. Человеческая порода ухудшается так же быстро, как и развивается ее культура. Пора принимать меры.
Но есть ли какие меры? В чем они? Есть: в борьбе с социальными условиями жизни трудящихся и борьбе с вредной наследственностью. Борьба за изменение социальных условий жизни ведется организованным рабочим классом на основе учения Маркса и Ленина. Как вести борьбу со вторым злом - послушаем биологов и врачей.
Не нужно очень присматриваться к окружающим нас людям, чтобы увидеть, насколько они разнообразны. В спорте, в играх - всегда одни выдаются своей силой, ловкостью и проворством, тогда как другие - при всем старании - всегда позади... Эти свойства замечаются иногда уже с самых ранних лет. Они часто являются врожденными. Даже в более зрелом возрасте физическое сложение таких постоянных победителей уже привлекает на себя внимание. Конечно, для нас, для страны пролетарской диктатуры, таких людей нужно побольше, и в особенности теперь, когда после губительных войн, после чрезвычайных потрясений так пострадал цвет страны. Не менее, если не более, необходимы нам и люди другого рода, те, которые делают такие завоевания, как, например, тормоз Казанцева, в ряде других открытий и изобретений, которыми может гордиться любая страна. Еще более желанны нам такие, которые соединяют в себе свойства обоих типов, как, например, известный друг СССР - знаменитый норвежский ученый и путешественник - Нансен. Но тут же рядом с такими людьми существует и масса совершенно им противоположных. Их имен поэтому не указать. Никому они не известны; а если и известны, то лишь с самых нежелательных сторон - вечные неудачники, больные, слабые или прямо преступные, они являются обузой или угрозой для общества, для страны и требуют или врачебного надзора, или удаления из общества.
Как же, почему являются на свет люди первого и второго сорта. Ведь, в мире ничего не происходит случайно, решительно все имеет свою причину и какие то имеются и в рождении разных людей. Долгое время эти причины были совершенно неизвестны. Сюда припутывали и бога, и черта, но никакого от этого толка не получалось и ничего они не разъяснили. Только в последние полсотни лет на основе учений Ч. Дарвина, К. Маркса и Г. Менделя удалось выяснить кое - что очень существенное. Дарвин исследовал общие за - коны развития и наследственности животно - со и растительного мира; Маркс исследовал: законы развития человеческого общества и показал, что каждый отдельный человек есть продукт той среды и тех экономических условий, в которых он принужден жить и развиваться; Мендель же указал на важнейшие законы, по которым происходит наследование отдельных признаков и свойств. Мы теперь хорошо знаем, что, если родители с хорошей наследственностью находятся в отвратительных условиях, создающихся капиталистическим обществом, то потомство будет более слабосильно и хило, чем потомство людей, живущих в хороших условиях. Влияние экономических условий и наследственности проявляется во всей жизни человека.
Помимо внешних социальных условий, образующих человека, не меньшее значение, однако, играют и причины внутренние, те причины, которые вызываются особым свойством всего живого - наследственностью. Именно этому свойству обязано появление в целом ряде поколений, какого - нибудь признака, иногда даже совершенно неважного. Так, в течение многих лет существования царствующего дома австрийских императоров Габсбургов - у них отмечалась особая форма подбородка, у семейства Баков - музыкальность, и т. д. Когда явления наследственности стали изучать тщательнее, то вскоре обнаружили, что далеко не все качества человека передаются потомству. Те качества, которые не врождены, а приобретены родителями в течение их жизни социальной средой, профессией не передаются, например, никогда. Один ученый, Вейсман, обрубал хвосты мышам, целым двадцати поколениям и, тем не менее, ему так и не удалось получить мышь бесхвостую от рождения. Врожденные же свойства передаются, но не все и не всегда. Какие же передаются и когда?
В этом отношении чрезвычайно помогают делу исследования Менделя. Многолетними наблюдениями он открыл, что наследование подчинено очень важному закону, закону расщепления признаков. Если мы спарим серую мышь с белой, то первое поколение от них будет серым, во втором - на три серых придется всегда лишь одна белая. В дальнейшем потомство этой белой будет всегда белым, а потомство одной из серых будет всегда серым. Зато у двух других серых потомство будет всегда двоякое - белое и серое, и всегда на одну белую в нем будет приходиться три серых. Если вступят в брак наследственно больной с нормальной женщиной, то по этому закону четверть их внуков непременно будут больными, всегда будут давать больное поколение; из других же трех четвертей - одна четверть будет давать всегда нормальных людей, а две четверти - больных и ненормальных. Таким образом, по этому закону и от больных людей могут быть и нормальные, но непременно будут и больные, и их никакими мерами не исправить. Такие - то люди, вступая в брак, и ухудшают человеческую породу.
Что же с ними делать? Как помешать им ухудшать человечество. Доктора Окснер, Лентул, Херти и Бельфильд отвечают: «стерилизовать» этих наследственно вредных людей, не лишая их способности к брачной жизни; тогда они, хотя и вступят в брак, но детей иметь не будут; таким образом, люди с дурной наследственностью понемногу и выведутся.
Что такое стерилизация?
Это небольшая, почти безболезненная и кратковременная (15 мин.) операция, при которой перерезывается трубка, выводящая семя наружу. После такой операции человек может сейчас же идти на работу, останется работоспособным и здоровым (часто даже более здоровым, чем был), но только не может иметь потомства.
Та же операция помогает, не уничтожая рабочего скота, прекратить его размножение, если он имеет наследственные пороки.
Умственные и телесные признаки человека в отношении наследственности - одно и то же. Они объясняются строением его тела (мозга, нервов, желез) и подчиняются наследственности, как всякие телесные признаки. И устраняются они в человечестве так же, как устраняется все вредное в живой природе - искусственным отбором. Человеческую породу так же, как и всякую породу животных и растений, может изменить только среда, труд и отбор в их сочетании. Это же сочетание даст нам и новую лучшую человеческую породу.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
К 9-летию свержения самодержавия
Из речи на X Моск. губернск. съезде РЛКСМ