Предположим другое. Предположим, что наш герой - особенно способный мальчик и что отец, во что бы то ни стало, хочет дать ему образование.
За недорогую плату или почти совсем бесплатно знакомый студент соглашается подготовить мальчика в гимназию. Мальчик занимается усердно. Нет такой строчки в старых, потрепанных учебниках, которую он не мог бы увидеть перед собой, закрыв глаза.
В день экзамена мать отправляется с сыном в гимназию, захватив с собой в узелочке яблоко - для утешения на случай провала.
Швейцар, украшенный золотыми пуговицами величиной с блюдечко, широкая мраморная лестница, высокие классы за чистыми стеклами дверей. В коридоре, как по глади воды, прогуливаются по сияющему паркету мальчики в черных курточках и поясах с металлическими пряжками. Их поторопились нарядить в форму, видно, никто не сомневается в том, что они будут приняты, Мамаши удивленно оглядываются на вновь прибывших: на женщину «из простых» и на мальчика в куртке из жесткого сукна.
Важно и медленно проплывает по фарватеру коридора флагманский корабль - громадный директор с парусами расчесанной надвое бороды и с флагом орденской ленточки на груди. За ним следом появляется и вся эскадра: быстроходные крейсера - учителя и суетливые миноносцы - классные надзиратели.
Бой начинается.
Для нашего героя он кончается через несколько часов полной победой. С торжеством возвращается он домой и рассказывает всем о завоеванных пятерках и четверках.
А на другой день мать, отправившаяся в гимназию за окончательным ответом, приходит оттуда вся в слезах.
Сын не принят «за отсутствием вакансий».
В чем же дело? Действительно ли не было вакансий?
Нет, вакансии были. И не приняли нашего героя совсем по другой причине.
Еще в 1887 году министр народного просвещения распорядился «о недопущении в средние учебные заведения детей лиц, занимающихся некоторыми предосудительными профессиями».
Что же это были за «предосудительные», т.е. постыдные, профессии, за которые лишали детей возможности учиться?
Вы думаете, может быть, что тут имелись в виду дети воров, разбойников, мошенников? Ничуть не бывало. Чтобы не было никаких сомнений, министерство разъяснило в особом циркуляре:
«Допускать в гимназии и прогимназии только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства».
«Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».
Этот циркуляр, словно сито, отсеивал при приеме всех тех, чьи отцы или матери занимались «предосудительными делами», т.е. попросту работали собственными руками. Отсеял он и нашего героя.
Давайте сделаем еще одно предположение: наградим нашего героя самыми необыкновенными способностями и предположим, что, несмотря на все строгости его, все-таки принимают на следующий год в гимназию, хотя отец его и занимается явно «предосудительным» делом: работает на заводе.
Мальчик учится прекрасно. Чтобы как-то просуществовать, он дает уроки, берется за всякую работу, ночи просиживает над книгами. И чем глубже проникает он в чудесную страну науки, тем сильнее хочется ему остаться в этой стране ее полноправным гражданином-исследователем.
Как по ступенькам, поднимается он, переходя из класса в класс, к дверям университета.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Сказка. Современный вариант