Беатриче любит Бенедикта, и Бенедикт Беатриче, но оба они не желают признаться в этом ни себе, ни друг другу. Вместо нежных признаний Бенедикт и Беатриче обмениваются... остротами. Они острят, они издеваются, они уязвляют самолюбие друг друга. Но, в конце концов, любовь побеждает.
Вот и все. Правда, в пьесе есть и другая линия событий, но театр выделяет именно эту.
Пьеса Шекспира рассказывает о людях Возрождения, - многосторонних, талантливых, ярких и смелых. Общество частных собственников никогда уже больше не порождало таких характеров, как никогда не возвышалось потом буржуазное искусство до широты и мощи шекспировского гения.
Бенедикт любит и все-таки - острит, издевается, язвит. Да, не он острит без злобы, он издевается не над любовью, он язвит, в сущности, не Беатриче. Его чувство сильно и целомудренно, он не так легко выдаст его. Своими стрелами он разит лишь сантиментальные излияния, которые чужды его духу смелого солдата.
Беатриче любит и все-таки - острит, издевается, язвит. Но, любя Бенедикта, она вовсе не согласна растворить себя целиком в возлюбленном. Она полноценный человек и защищает свои права: любовь должна способствовать еще большему расцвету ее личности...
И вот они воюют между собой, они острят.
И как острят! Это поистине праздник разума и веселья.
Постановщик, художник, актеры отлично поняли дух этой комедии, полной веселых недоразумений и неожиданных поворотов действия. В спектакле много изобретательности. Декорации Рындина красочны и талантливы. За немногими исключениями хорошо играют актеры.
Следует выделить Симонова (Бенедикт) и Мансурову (Беатриче).
Мужественный и добродушно-простоватый Бенедикт, полная ума и страсти Беатриче - оба они принадлежат к лучшим воплощениям шекспировских образов на советской сцене.
А Шекспира много и охотно ставят советские театры. Вместе со всем лучшим, что создано человечеством, произведения великого английского драматурга становятся достоянием всех народов Союза.
Смотрите же Шекспира, читайте его, изучайте его. Приобщитесь к этому миру образов, созданных воображением одного из величайших гениев человечества.
Понимание зрителей напряжено до предела. Дело доходит до того, что они вмешиваются в действие. Они изливают свое негодование на злого Карабаса-Барабаса, поднимая страшный крик, стуча ладошами и ногами. В страхе за судьбу любимого героя они предостерегают его:
«Буратино, не отдавай ключик!»
И это не один голос, не два: взволнованно подает советы весь зал.
Ручаемся, что немного найдется спектаклей, которые бы так сильно захватывали зрителей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.