Завет Ильича комсомолу

М Кропачева| опубликовано в номере №326, февраль 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Владимир Ильич Ленин любил молодежь горячей и мудрой любовью.

В тяжкое для советской республики время, когда еще не был разбит Врангель, а Север и Дальний Восток находились в руках интервентов, он думал о пятнадцатилетних, о тех, которые увидят и сами будут строить коммунизм. Молодежь сама еще не понимала, еще не могла осознать величия исторических задач, выпавших на ее долю, когда Ленин поставил перед ней задачу - учиться, овладеть всем современным знанием. Владимир Ильич требовал, чтобы каждый советский юноша, каждая советская девушка обогащали свою память знанием основных фактов, умели критически подойти к ним, сделать правильные выводы.

Еще в 1920 году Ленин наметил программу советской школы, «...наша школа, - говорил на III съезде комсомола Владимир Ильич, - должна давать молодежи основы знания, давать уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей. Она должна за то время, пока люди в ней учатся, делать из них участников борьбы за освобождение от эксплуататоров».

Великий продолжатель дела Ленина товарищ Сталин, занятый громадной государственной работой, неустанно заботится об укреплении советской школы.

Созванный по инициативе Центрального Комитета коммунистической партии X пленум ЦК ВЛКСМ повернул весь комсомол к работе в школе как к важнейшему участку нашей государственной деятельности.

Пленум отметил, что существовавшая в ВЛКСМ до самого последнего времени недооценка работы в школе вредна для социалистического государства, и указал, что 1940 год должен стать переломным в отношении комсомола к школе.

И это понятно. Наша страна осуществляет постепенный переход от социализма к коммунизму, и роль школы возрастает с каждым годом. Достаточно сказать, что в конце третьей пятилетки в наших школах будет обучаться свыше сорока миллионов человек, т.е. в пять раз больше чем в дореволюционной России.

Через школу проходит все молодое поколение страны. Здесь происходит формирование характера, закладываются основы коммунистического мировоззрения миллионов граждан нашей страны. Принимая восьмилетних ребят, школа выпускает 17 - 18 - летних юношей и девушек, т.е. совсем взрослых людей, готовых начать самостоятельную жизнь. Партия и государство предоставили им огромные права. Восемнадцатилетние могут избирать и быть избранными в органы государственной власти. Восемнадцатилетние могут вступать в кандидаты Всесоюзной коммунистической партии большевиков. Юноши, окончившие среднюю школу, призываются в ряды Красной Армии. Таким образом, между насущными задачами нашего советского общества, придающего решающее значение делу коммунистического воспитания трудящихся, и задачами школы существует тесная, неразрывная связь. Вот почему воспитание школьников приобретает государственную важность, а поскольку это так, то комсомол, являющийся «активным помощником партии во всем государственном и хозяйственном строительстве» (Устав ВКП(б), должен принять прямое участие в трудной, сложной и ответственной работе школы.

Комсомольцы должны направить свои усилия на укрепление авторитета учителя, помочь школе бороться со второгодничеством, отсевом, расхлябанностью, недисциплинированностью школьников, организовать разумный отдых детей и подростков.

Много животрепещущих вопросов стоит сейчас перед школой. Школа должна прежде всего научить ребят учиться. До сих пор она еще плохо оправляется с этой задачей. Как это ни печально, даже старшеклассники не умеют учиться по - настоящему: занимаются рывками, иногда заучивают, не вникая в суть предмета, читают или мало или слишком много, зачастую поверхностно и бессистемно. Комсомольские организации в школах часто ограничиваются помощью отстающим, но не ведут борьбу за правильный режим дня, за культуру труда, не стараются поднять интерес школьников к классным занятиям.

Многим учащимся трудно и скучно заучивать хронологические таблицы по истории, но если объяснить им, что это тренирует механическую память - необходимое качество разведчика - то к хронологии возникает особый интерес. Некоторые школьники не любят решать задачи, но решение математических задач тренирует волю, вырабатывает упорство. И стоит им толково объяснить это, стоит привести несколько ярких деталей из биографий великих людей, как равнодушие к математике будет в значительной степени сломлено.

Надо хорошенько вдуматься в тот факт, что маша школа непосредственно готовит бойцов Красной Армии. Огромное значение приобретают поэтому различные военные игры с решением тактических задач, с применением топографии, сигнализации, увлекательные беседы о походах великих русских полководцев, разбор знаменитых сражений, вечера, посвященные военной науке, различные военные кружки и т. д. - всем этим и может заняться комсомол.

Плохо очень занималась школа физической подготовкой учащейся молодежи. Комсомол должен взяться за уничтожение и этого пробела. Широкое развитие всех видов спорта, вплоть до борьбы, бокса и фехтования, организация всевозможных спортивных кружков в школах и во дворах будут встречены с восторгом школьниками, которым подчас некуда девать избыток своей энергии.

Школа должна научить детей дисциплине, твердой, сознательной дисциплине. Известно, что Ленин требовал «...железной дисциплины во время труда с беспрекословным повиновением - воле одного лица, советского руководителя, во время труда». В школе такое лицо учитель. Всей своей работой комсомольская организация должна помогать учителю - доверенному лицу советского государства - в его трудной, но благодарной педагогической деятельности. Введение в жизнь устава школы, проект которого был одобрен X пленумом ЦК ВЛКСМ, несомненно, благотворно отразится на укреплении школьной дисциплины.

Наша школа готовит не просто образованных людей, вооруженных знанием основных фактов человеческой культуры: она готовит советских граждан, строителей невиданного в мире коммунистического общества. Указание Ленина о том, что школа должна «за то время, пока люди в ней учатся, делать из них участников борьбы за освобождение от эксплуататоров», - в наше время означает, что уже в школе, а не после ее окончания ученик должен стать участником борьбы за коммунизм. Передовой советский школьник - не индивидуалист - одиночка, не прежний гимназист - пятерочник: он активный борец за прочные знания, за честь класса и школы, за дружный пионерский отряд, за лучшую комсомольскую группу. Без общественной деятельности не мыслимо воспитание волевого большевистского характера.

В 13 - й школе Фрунзенского района Ленинграда три года существовал пионерский отряд имени Газа, легендарного командира краснопутиловского бронепоезда, непреклонного большевика. Все пионеры этого отряда стали комсомольцами, успешно окончили школу, поступили в вузы, ведут там большую общественную работу. Все они тепло вспоминают годы пребывания в пионерском отряде, где получили свою первую общественную закалку.

В отряде имени Газа все ребята были общественниками. Слабым ученикам давали несложные поручения, чтобы постепенно воспитать у них веру в свои силы. Часто слабый ученик, которому чрезмерно помогают, привыкает чувствовать себя опекаемым, неспособным к самостоятельной работе, обузой класса. Небольшие поручения: поиграть с октябрятами, приготовить альбом, организовать экскурсию звена в музей и т. д. - заставляют даже слабого ученика чувствовать себя нужным, полезным членом коллектива, особенно если учитель или вожатый еще отметит его хорошую работу. Ученик начнет быстрее развиваться, он поверит в себя, в конечном счете станет лучше учиться.

Пионерку Нюру считали самой слабой ученицей. Ее вялость, рассеянность родители объясняли болезненностью. В пионерском отряде сначала ее «берегли», не давали ей никакой общественной работы, чтобы не отвлекать ее от занятий. От этого Нюра не стала лучше учиться. Она скучала и завидовала своим деятельным, всегда оживленным товарищам. Наконец, Нюра решительно потребовала себе работу. После нескольких удачно выполненных поручений ее попросили заняться досугом первоклассников. Она с увлечением стала читать малышам книжки, играла с ними. Она полюбила своих октябрят, и ребята привязались к ней. Чтобы поддержать свой авторитет, она стала следить за собой, и это вскоре хорошо отразилось на ее школьных делах. Сейчас она учится в Институте иностранных языков и одновременно работает вожатой пионерского отряда.

Пионер Ваяя увлекался волейболом, ему поручили военно - физкультурную работу: сначала - в отряде, потом - в школе. Он приобрел хорошие организаторские навыки, они пригодились ему в артиллерийском училище, куда он поступил после школы. Сейчас он младший командир.

Веру из 6 - го класса выбрали звеньевой, с этого началась ее общественная работа. Потом она стала председателем класса, вожатой отряда, членом комитета комсомола. На протяжении многих лет школа была для нее широким полем общественной деятельности. Это принесло большую пользу. Сейчас Вера успешно учится в университете. Общественные организации оказали ей высокое доверие, выделив членом участковой избирательной комиссии по выборам в местные Советы депутатов трудящихся.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Трясогузка

Из книги «Неодетая весна»