Из кучи белых листков, лежащих «а столе, нужно выбрать один. Там два вопроса. Полчаса на подготовку к ответу. Минут двадцать на самый ответ.
Молодой человек, в серой гимнастерке, с двумя шпалами и золотым танком в петлицах, берет листок неторопливо и без всякой опаски. Военную историю он любит, к экзамену готов, и рассказать о Каннах Ганнибала, в конце концов, не менее интересно чем о танках при Камбрэ. Но все - таки, попадись вопрос, связанный с действиями танков, было бы лучше...
- Готовы, товарищ майор? - спрашивает экзаменатор - полковник Савин.
- Да.
- Так, какие у нас там вопросы?
- План Фоша 26 сентября 1918 года...
- Хорошо, хорошо. Что еще?
- Обстановка на фронтах к началу 1915 года.
- Прошу...
Лапутин начинает с танков. Он говорит о роковом дне 8 августа 1918 года, когда сотни английских танков опрокинули под Амьеном германскую пехоту. План 26 сентября был развитием этого первого большого успеха союзников.
Через пятнадцать минут полковник Савин возвращает зачетную книжку.
- Отлично, товарищ майор. Как у вас с остальными предметами? Артиллерия? Теоретическая механика?
- Пока ничего...
- Разве не отлично? - удивленно спрашивает полковник.
- Да нет, пока отлично.
- Ну, тогда все в порядке.
Имя Сергея Лапутина, 28 - летнего майора, а в недавнем прошлом лейтенанта, знают в танковых частях Красной Армии. С Лапутиным и двумя его товарищами по танковому экипажу! - механиком - водителем Владимиром Кручининым и заряжающим Осином Пасторовым - связан один из ярких боевых эпизодов.
Вот что произошло.
Вскоре после полудня танковая группа собралась километрах в трех от первой линии своих войск и, миновав окопы пехоты, пошла в атаку. Предстояло разорвать проволоку, уничтожить противника на его переднем крае и, прорвавшись вглубь, «погулять» по вражеской оборонительной позиции.
Местность была пересеченная - лощины, возвышенности.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Отрывок из романа «Гроздья гнева»