Костриков с несколькими другими товарищами был выделен подкомитетом для подготовки боевой дружины к вооруженной демонстрации; эта группа обязана была разработать план демонстрации и вооружить участников, не имеющих оружия.
Демонстрацию возглавил товарищ, известный под кличкой «Бур», Знаменосцем был Иосиф Кононов, а на смену ему – товарищи Костриков и Иван Лисов. Вооружение было произведено также организованно. 15 января на конспиративной квартире по Ремесленной улице (против мыловаренного завода) так называемым десятникам (начальникам боевых десятков) выдали револьверы, а так как их не хватало, то 17 января выдавали их дополнительно в помещении сторожа железнодорожного технического училища по Бульварной улице, у товарища Егора Семенова.
М. Попов
Каждый день вплоть до 18 января в одном из студенческих общежитий происходили собрания. Сюда же доставляли пачки прокламаций, которые отправляли потом по линии железной дороги.
18 января, к девяти часам утра, на Почтамтскую улицу, к зданиям университетских клиник и управления Сибирской железной дороги, стали сходиться рабочие, студенты, курсистки и дружинники. Либералы и эсеры, как видно, твердо решили сорвать вооруженную демонстрацию рабочих. Печатники, которые должны были соединиться с томским студенчеством, были заперты на работе. На демонстрацию собралось лишь около трехсот человек.
Несмотря на это весь город замер. Были закрыты все магазины, базары. Движение прекратилось совершенно. Вдоль тротуаров шпалерами вытянулись городовые и переодетые шпики.
В десять – одиннадцать часов демонстранты ринулись с тротуаров «а мостовую и встали в колонны. Городовые бросились было их разгонять, но отступили: вооруженные дружинники выстроились по бокам и впереди колонны. В это время печатник Иосиф Кононов с тремя товарищами, прорвавшись с работы, встал впереди колонны и поднял красное знамя с лозунгом «Долой самодержавие!» Демонстранты запели «Марсельезу» и двинулись по главной улице. Рядом, по обеим сторонам, хмуро шагали полицейские.
В первых рядах демонстрации рядом с Кононовым шел Сережа Костриков.
Когда демонстранты свернули в улицу направо, к пассажу Второва, они увидели, что навстречу им с Вознесенской горы рысью скачут казаки. На солнце ярко блестели казацкие шашки. Демонстранты подпустили их поближе и по команде «Огонь!» дали залп. Казаки не ожидали этого. Первые ряды их разом повернули лошадей и наскочили на задних. Все сбились в какую – то кашу.
Но вот оправившиеся казаки врезались в толпу демонстрантов, и те оказались окруженными со всех сторон: сзади дорога была преграждена пожарными бочками, с тротуаров стреляли городовые.
Бессмертен образ Сергея Мироновича Кирова – сына народа, пламенного революционера – большевика, лучшего ученика Ленина и Сталина.
Его жизнь была и будет прекрасным, зовущим примером и высоким образцом для молодежи. Мы учимся на жизни Кирова, как отдавать себя целиком делу рабочего класса, ненавидеть врага, не бояться трудностей, смело идти вперед.
«Знамя» – эпизод из юношеских лет Кирова. Эпизод этот относится к эпохе революции 1905 года, когда большевистский орленок – Сергей Костриков – расправлял свои крылья, закалялся и креп в борьбе против буржуазно – помещичьего строя. Авторы воспоминаний – два товарища юношеских лет Сергея Мироновича: М. Попов и А. Тюшевский.
Сережа Костриков все время находился среди демонстрантов, воодушевляя их и бросаясь в самые опасные места.
Когда бесполезность сопротивления стала очевидной, демонстранты через двери пассажа рассеялись по городу. Около двухсот демонстрантов было избито и ранено.
Пострадал и Костриков. Его избили и к тому же рассекли шашкой пальто. Кононов не вернулся.
Уже к вечеру в комитет прибежал врач Грацианов, который осматривал убитых и раненых, и сообщил, что Кононов убит. Когда он расстегнул его пальто, чтобы выслушать сердце, оно уже не билось. Но Грацианов заметил, что на груди убитого, в боковом кармане пальто, спрятано красное знамя.
Для нас было ясно, что знамя необходимо спасти.
– Надо его достать, – сказал Сережа, – нельзя, чтобы знамя – честь революции, – за которую погиб Иосиф, попало в руки мерзавцев.
А. Тюшевский
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.