(«Изв. Моск. сов. раб. деп.» № 6 от 12/ХН 1905 г.).
Губернатор Москвы генерал Дубасов – один из главных участников подавления декабрьского восстания. Сатирический журнал «Жупел» (№ 1 за 1906 г.) так отмечает его «подвиги»:
Пехотный адмирал Дубасов, проезжая по завоеванной Москве и видя одно строение, не поврежденное гранатой, спросил:
– Были ли в нем бунтовщики?
Сопровождавшее же адмирала лицо ответило:
– Это скворечница, ваше-ство!
На что адмирал, строго нахмурившись, сказал:
– Дело не в названии, а в преданности царю и отечеству.
И велел оную скворечницу разрушить гранатами.
8 декабря 1895 года удивленные парижане толпились у маленького кафе на бульваре Капуцинов. Их внимание привлекала большая афиша с крупными буквами: «Кинематограф Люмьера».
… Французского химика Луи Люмьера давно интересовала проблема получения движущихся изображений. И в 1894 году он сконструировал аппарат, названный им «кинематограф» (от греческих слов «кинема» – движение и «графе» – пишу, записываю).
В начале 1895 года Луи Люмьер снял первую кинокартину – «Выход рабочих с фабрики», затем – «Прибытие поезда на вокзал» и др. Это были маленькие фильмы, в 15 – 20 метров.
В скором времени кинематограф получил широкое распространение по всему миру. В Россию предприимчивые дельцы завезли его уже в июле 1896 года.
Киноаппарат, изобретенный Луи Люмьером, вое последующие годы совершенствовался. Но принцип его остался неизменным до наших дней. В 1928 году кинематография получила звук, немного позднее – цвет, а к 40 – летнему юбилею своего кинематографа Луи Люмьер преподнес человечеству стереомоническое (объемное) кино.
40-летний юбилей изобретения кино, которое Ленин назвал «самым важным из искусств», а Сталин – «самым массовым из искусств», празднуют в декабре трудящиеся Советского союза.
В 1899 г. Владимир Ильич писал в одной из своих статей: «У рабочих Германии, Франции и пр. есть кроме газет масса других способов публичного проявления своей деятельности... У нас заменой всего этого, но именно всего этого, должна служить – пока мы не завоевали политической свободы – революционная газета, без которой у нас невозможна никакая широкая организация всего рабочего движения».
В России, в условиях сурового полицейского режима, издавать такую газету было нельзя.
И Ленин уезжает в Женеву (Швейцария), договаривается там об издании «Искры», а в конце 1900 т. переселяется в Мюнхен, где при содействии германских социал – демократов (Дитц, Клара Цеткин, д–р Ломан) уже подготовлялась тайная типография.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.