«Тур де Франс» - величайшая велосипедная дорожная гонка в мире. Она идет вокруг Франции. Ее дистанция - 5000 километров - разделена на 20 с лишним этапов, разыгрываемых как самостоятельные гонки. Мы помещаем отрывок из рассказа бельгийского велосипедиста Ромена Мааса - победителя гонки вокруг Франции в текущем году.
Начало этапа Гап-Динь не имело истории. Наша «труппа» едет подремывая. Поднимаемся на Дюранс по сухой, песчаной дороге. Я придерживаюсь своей прежней тактики: держусь возле своих главных противников: француза Спейшера и двух итальянцев: Камюссо и Морелли - и не обращаю внимания на сумасшедшие рывки Пелисье и его товарищей, рассчитывающих выиграть у меня несколько секунд на спуске горы. Вот все они несутся под уклон с огромной скоростью, и во главе их, конечно, - Камюссо. На равнине мы их догоняем, и снова вся «труппа» идет вместе.
Кругом горы, великолепные виды, но мне некогда любоваться местностью: этап для меня изнурительный.
Камюссо, по существу, как будто еще и не начинавший работать, около селения Вар рывком уходит от меня. У меня нет сил сопротивляться. Я начинаю отставать. Со мной рядом идет мой брат Сильвер. Он не покидает меня.
- Мы его догоним, - философствует он между двумя острыми углами двойного поворота.
Спуск к Барселоне для меня оказался фатальным. Спейшер, прекрасно владея машиной, несется под уклон с безумной скоростью. Пренебрегая опасностью, он мастерски огибает крутые повороты. Он догоняет меня и мчится дальше по спиралям дороги в сумасшедшей погоне за удравшей вперед группой велосипедистов. В Барселоне я по-прежнему в двух минутах от Камюссо. Спейшера я догнал на равнине.
Сразу после Вара - хребет Алло, второе испытание этого дня. Сильвер по-прежнему со мной. Я прихожу кое-как на вершину Алло уже в шести минутах позади Камюссо.
Спускаясь к Боварец, я шепчу про себя: «Шесть минут! Шесть минут!» Когда мы трогались из Гапа, я имел против Камюссо четырнадцать минут выигрыша. Теперь, скрываясь от меня, он неумолимо приближается к победе. Я чувствую, что моя желтая майка в опасности. Я по-прежнему боюсь поворотов на спуске, сбавляю скорость, теряя драгоценное время.
На финише этапа я узнаю, что Камюссо вышел на второе место в четырех минутах от меня. Десять минут я проиграл ему на этих проклятых перевалах.
А атаки моих противников с каждым этапом становятся все яростней и яростней.
После Дины Спейшер решил идти «ва-банк». Развивая бешеную скорость на спусках и непрерывно спуртуя, он становится страшным противником. И он действительно делает чудеса. Он выигрывает этап, сокращая проигрыш мне до пяти минут. Он одинаково опасен для меня и Камюссо.
В Ницце, после того как я растерял на двух этапах значительную часть выигранных минут, мне говорят: «Маленький Ромен! Вы прекрасный велосипедист, но для гонки вокруг Франции не годитесь. Вы не умеете опускаться с гор. Вы трусите на поворотах и теряете все, что выиграли на равнине. Вы должны превозмочь свой страх, иначе вам придется укладывать чемоданы раньше окончания гонок».
В Ницце я дал слово, что на следующем этапе я не проиграю ни одного метра на спусках ни чемпиону Франции Спейшеру, ни итальянцам.
Хребет Бро. Нас остается 10 человек. Спейшер проявляет признаки утомления. Это замечает Камюссо. Он бросает несколько слов по-итальянски лидеру гонки, тоже итальянцу. Тот немедленно ускоряет темп с легкостью, которая меня поражает. Результаты не замедлили сказаться: Спейшер отброшен назад.
Я взбираюсь на вершину в головной группе и с решимостью самоубийцы первым бросаюсь вниз. Пригнув голову к рулю, я развиваю бешеную скорость. Я себя не узнаю. Я так же сумасшедше смел, как и Камюссо. Вот он обошел меня на опаснейшем повороте, сбавляет темп, заставляя меня подчиниться прежнему чувству - страху. Но я уже не тот. Мы бок о бок поднимаемся на следующую вершину, не выигрывая друг у друга ни одного сантиметра.
Внизу, у склона горы, мои ноги внезапно схватывает судорога, вынудившая меня потерять сотню метров, но она быстро проходит, и я догоняю Камюссо.
Я выиграл пари, пообещав в Ницце, что не уступлю на спуске. Теперь Камюссо был сзади меня на восемь минут, Спейшер проиграл одиннадцать, Морелли четырнадцать минут.
На этапе Нарбон - Перпиньян нас пустили со старта по одному. Я жал педали как бешеный. На велодроме в Перпиньяне какая-то добрая душа протянула мне фляжку свежего пива. Я выпил и с решительным видом подошел к судейскому столу.
- Кто первым? - спросил я.
- Аршамбо.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.