Лимин. Освоить путь между нами и Америкой... По Азовскому морю, что ли... нет, не помню...
Спиваков. Они направились на северный полюс, но потерпели аварию.
Про освоение Великого северного морского пути, про изучение особенностей Чукотского моря почти никто не сказал.
Заводы, ста которых работают отвечавшие нам товарищи, имеют важное значение для обороны страны. Это передовые предприятия. Авиозавод считается первым в крае по степени освоения техники. Бригады «отличников»: Осина, Аржанова и Кузнечиков а - еще в начале декабря закончили программу 1934 г. Они занесены на доски почета. Своя производственные задачи бригадники усвоили прекрасно. Но знают ли они, работники обороны, кто наш возможный противник в грядущей войне?..
«Отличница» Кавезина, спрошенная о противнике, неопределенно разъясняет:
- Капиталисты... они под нас подрываются... может, Германия, а может, Франция.
Аржанов правильно указал на Японию, когда у него спросили, кто замышляет войну против СССР. Но Аржанов не находит Японии на карте, растерянно тычет пальцем в Индо-Китай и весьма удивляется, когда узнает, что японское государство расположено на островах.
Комсомольский бригадир Осин, гордость завода, на вопрос о фашистах отвечает, что они... социал-демократы.
У Ханафеева спросили, какие он знает капиталистические страны. Ханафеев перечисляет: Англия, Африка, Польша... Запнулся. Больше стран Ханафеев назвать не может. И он не знает, кто такие фашисты.
Ханафеев едал технический экзамен на «отлично»... Но можем ли мы все-таки считать его «отличником»?
Слово «отличник» родилось в начале второй пятилетки. Это - очень молодое слово. Тем не менее смысловое его значение изменялось и меняется дальше.
Вначале «отличниками» называли всех тех, кто на техэкзамене удостаивался высшей отметки. Бывало так: парень работает плохо, станок у него грязный, но теорию резания затвердил назубок, - и этого достаточно, чтобы получить звание «отличника». Потом требования повысились. Мало ответить на вопросы - ты покажи знание техники на деле. Только тот действительно «отличник», у кого станок блестит, у кого нет брака, кто программу выполняет и перевыполняет. Но и этого теперь уже недостаточно.
Климент Ефремович Ворошилов беседовал с группой младших командиров - «отличников» Особой дальневосточной армии.
- Овладел техникой танка, научился водить машину через болота, пади и топки, - доложил наркому тов. Кочегура.
- Умеем летать в дождь, снег и туман. Все стрельбы, в том числе и ночные, провели на «отлично», - рассказал тов. Хорошилов.
- Проходим, одев противогазы, сорок километров по пересеченной местности, - рапортовал тов. Грязнов.
Вождь Красной армии с восхищением слушал эти рассказы. Но, поздравив командиров с огромными успехами, Климент Ефремович сказал:
- Нельзя останавливаться на достигнутом, надо работать над собой, не покладая рук. И прежде всего и больше всего надо учиться овладевать культурой. Если наши «старички» еще могут оправдываться тем, что они жили, когда народ стонал под игам самодержавия, когда люди жили в условиях зверской эксплоатации, когда перед трудящимися сознательно ставились препятствия, мешавшие им учиться, то теперь абсолютно нет никаких причин, могущих оправдать неграмотность и некультурность...
Эти ворошиловские слова относятся не только к «отличникам» армии, но и к «отличникам» заводов, ко всему комсомолу.
Какие могут быть отговорки у малограмотного Аржанова, когда при заводе работают ликбез и учебный комбинат?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.