Уже десять лет как с экрана телевизора вошел в нашу жизнь певец Лев Лещенко. Вошел просто, ненавязчиво, старым и добрым знакомым. Теперь для нас всех его пение – непременно встреча с любимой и популярной песней, теплой, лиричной и гражданственной. Это всегда задушевный разговор о былом и настоящем.
Но не все знают другого Льва Лещенко – исполнителя оперных партий и романсов.
...Сверкающий белизной мраморных колонн и хрустальных люстр Колонный зал Дома союзов был переполнен. Всесоюзное радио записывало осуществленную Ю. Силантьевым постановку оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Главные партии исполняли солисты радио Людмила Симонова и Лев Лещенко. Оркестр и исполнители удивительно верно и близко к подлиннику воссоздавали душевную драму реалистической негритянской истории, положенной в основу первой оперы, написанной американцем. А задача перед исполнителями стояла наисложнейшая: точно передать особенности интонаций говора американских нефов, воплотить в спиричуэлсах и народных песнях их своеобразный юмор, суеверия, буйный национальный темперамент.
В том же зале и с тем же эстрадно-симфоническим оркестром радио состоялся недавно и необычный сольный концерт Льва Лещенко, в одном из отделений которого певец вновь предстал в непривычном для широкого слушателя амплуа: ария Кутузова из оперы Прокофьева «Война и мир», рассказ цыгана из рахманиновского «Алеко», романсы русских композиторов, арии из оперетт, русские народные песни... И все это прозвучало своеобразно, интересно, легко.
Впрочем, эта сторона творчества Лещенко удивительна и необычна не для всех любителей музыки: многие знакомы с его камерным репертуаром, записанным на Всесоюзном радио. Друзья же по работе считают Лещенко певцом гораздо больших возможностей, чем проявленные им на эстраде.
Вокальные способности Лещенко выявились еще в школьной самодеятельности. Тогда же зародились и первые планы о будущей профессии. Но попытки поступить в Государственный институт театрального искусства дважды не увенчались успехом, и он пошел в рабочие – сначала на сцену Большого театра, потом на завод. Затем призвали в армию...
– Считаю, именно в армии я окончательно определился как будущий профессиональный певец, – вспоминает артист. – Работа в воинском ансамбле песни и пляски дала необходимые профессиональные навыки. А главное, появилось личное отношение к каждому исполняемому произведению и умение выразить эти мысли и чувства. Сейчас я очень хорошо понимаю, почему сначала мною не заинтересовалась приемная комиссия ГИТИСа: я просто ничего тогда не представлял собой. Зато после армии меня сразу приняли туда на отделение музыкальной комедии...
Когда с песней Шаинского «Белая береза» пришло первое признание, а с победой на международном фестивале песни в Сопоте (песня «За того парня» Фрадкина) – настоящая слава, за спиной молодого певца уже были годы напряженной учебы у педагога П. И. Селиванова и три сезона не менее интенсивной работы в Московском театре оперетты. Теперь Лев Лещенко – заслуженный артист РСФСР, лауреат двух международных конкурсов и Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Высокий профессионализм, неброский, но глубокий артистизм, собственное видение драматургии песни, желание не только спеть, но сыграть ее по-своему, умение сделать это выразительностью самого голоса и максимально лаконичными сценическими средствами – таким запомнился Лев Лещенко с первого дня знакомства. Эти сразу проявившиеся черты его творческого облика привлекают и сегодня.
В большом репертуаре певца сразу выделяются самые «лещенковские» песни – те, в которых наиболее ярко проявляется его артистическая индивидуальность, которые неотделимы от него, немыслимы без него. Кроме уже названных, прославивших его, это: «Начало», «Притяжение Земли», «День Победы», «Вечное движение», «Соловьиная роща»... Сам Лещенко называет их своими. Без них не может быть ни один его концерт, без них не может быть он сам как личность.
Лев Лещенко поет повсюду, где его ждут. Его аудитория – вся страна, его концертные залы – и заводские цеха, и Дворцы спорта, и огромные открытые площадки. Он охотно встречается со слушателями самых разных возрастов и профессий. И все-таки самая любимая аудитория – молодежь: студенты, рабочие, строители дорог и заводов, солдаты... Радует ставшее обычным присутствие детей. И певец точно чувствует любую аудиторию. Не изменяя собственной индивидуальности, он умеет стать то чуть более современным, то, наоборот, радостно, в искреннем порыве сердца «утонуть» в традициях.
Композиторы, певцы, музыканты, близко знающие Лещенко, всегда подчеркивают необыкновенную его легкость на подъем при колоссальной загруженности: в какую бы творческую командировку ни, потребовалось поехать – Лещенко никогда не откажет, сославшись на занятость.
– Я не могу не приехать к тем, кто меня ждет. Я должен быть там, где нужен, и пропагандировать как можно шире лучшие песни советских композиторов. Мне кажется, я просто не имею права ограничивать себя небольшой аудиторией, пока меня зовут в цеха, на поля и строительные площадки. Может быть, настанет время, когда появится возможность серьезно заняться камерной музыкой. А пока стараюсь разнообразить отдельными камерными номерами свои обычные программы, рассчитанные на широкую аудиторию.
Да, положение популярного исполнителя обязывает. Как и высокое звание лауреата премии Ленинского комсомола. Быть со всеми, расти со всеми, делать все, чтобы приносить максимальную пользу всем.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Об этом вспоминают: