Но сразу стало ясно, что сами по себе договоры, планы, положения успеха не гарантируют. Они только форма. А самое главное – нужно было добиться неформальных связей, отношений всех «договорившихся сторон». То есть чтобы сутью этой формы стало свободное, взаимообогащающее, не заключенное в узкие рамки общение, совместные дела, радости, близкие взгляды на жизнь.
Наполнить грамотно разработанные формы таким содержанием могли только люди. Энтузиасты и заводилы, щедрые душой и сердцем. И наша удача, что такие люди нашлись.
Естественно, в первую очередь то, как сложатся отношения между коллективами классов, групп и бригад – и сложатся ли они вообще! – в первую очередь зависело от рабочих. От самых опытных, самых уважаемых, самых сильных. Но и самых занятых, самых ограниченных во времени. Заводские бригады Аристова, Беляева, Воробьева, Перегудова – вот люди, которые вдохнули жизнь в новое дело. Они ограничивали себя в отдыхе, в развлечениях, шли к ребятам не только в дни, предусмотренные планами совместных мероприятий, а когда видели, что это нужно, когда их ждали, просили о помощи.
Какими были первые результаты? Уже через год в училище из подшефных школ поступило на 9,5 процента школьников больше, чем в предыдущем. Число их увеличивалось и каждый последующий год. В самом училище повысилась успеваемость, выросло число юношей и девушек, награжденных значком «За отличную учебу». Выросло число участников смотров технического творчества. Более тесные контакты с бригадами заставляли ребят серьезнее и ответственнее относиться к учебе. Преподаватели училища рассказывают, что многие ребята по собственной инициативе стали обращаться к ним с просьбой пересдать экзамен по той или иной производственной дисциплине – теперь они знают, как она будет им нужна в работе. И хотя инструкции в общем-то не разрешают такие пересдачи, ребятам часто идут навстречу. Ведь у них уже появилось свое рабочее самолюбие. Они знают, что в бригаде уважают прежде всего за знание, за мастерство. И быть в работе отстающим никто сейчас уже не хочет.
А как рвутся теперь будущие сварщики участвовать в конкурсах профессионального мастерства! Ведь подготовленные бригадами к конкурсу Юрий Жижченко, Саша Самсонов, будучи учащимися III курса ПТУ, победили в конкурсе, который проводило среди молодых рабочих Министерство энергетического машиностроения.
Примеру завода имени Орджоникидзе, ГПТУ-27 и их подшефных школ последовали и другие: Климовский машиностроительный завод имени Доенина, трест «Мособлстрой № 1», колхоз «Новый путь» и их базовые училища и подшефные школы.
Разумеется, эти предприятия прежде всего использовали опыт зачинателей движения. Но в ходе дела искали и свои индивидуальные методы шефской работы. Так, в тресте «Мособлстрой № 1» в ней активное участие принимает штаб «Комсомольского прожектора» при комитете ВЛКСМ треста. Он регулярно проводит рейды, проверяя, как проходит практика учащихся ПТУ-45 на строительных площадках.
Когда движение вышло за рамки одного предприятия, горком комсомола разработал положение о городском смотре совместной работы. Итоги смотра подводятся ежегодно к 1 Мая.
Но смысл смотра не просто в том, чтобы заметить и отметить достигнутое. Одновременно нащупываются слабые места в работе, идут поиски возможностей выправить положение. Например, было замечено, что не во всех союзах «бригада – группа – класс» дела идут успешно потому, что бригадиры и другие рабочие не обладают педагогической жилкой, способностью чувствовать настроение ребят, понимать их стремления так, как это умеет Николай Иванович Аристов с завода имени Орджоникидзе. Но Аристовых немного, значит ли это, что надо свертывать работу? Нет. Это значит, что нужно помогать таким коллективам, направлять их.
Цель всей нашей работы с молодежью проста – чтобы молодые люди приходили на производство не гостями, не временными людьми, а квалифицированными, знающими мастерами, нашедшими на предприятии свое рабочее место в жизни.
Цель проста, а достичь ее непросто. Особенно если действовать разобщенно, наугад, только на свой страх и риск. Движение «Предприятие – ПТУ – Школа» как раз и позволяет объединить усилия. Приводит к знанию проблем и трудностей других, к взаимному пониманию. Делает не соперниками школу и училище, не соседями предприятие и ПТУ, но всех их – партнерами. Они начинают сотрудничать. Учатся сотрудничать.
А о том, как движение помогает юношам и девушкам не ошибиться в главном выборе, который бывает в жизни – в выборе работы, – уже говорилось.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
VII Всесоюзная выставка молодых в зале академии художеств СССР