Нить Ариадны

Рустем Кутуй| опубликовано в номере №1330, сентябрь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Александр Переслегин любит писать деревья, цветы и стариков. Времена года посещают человека не по календарю: настроение не подлежит старению. Кажущееся одиночество, отъединенность в действительности есть пауза для глубокого раздумья, ожидания радости полной грудью.

Поэт говорит стихами, художник – красками, но тот и другой – собеседники на поляне жизни. Их язык – иносказание, изысканная простота речи о сложном, метафора, олицетворяющая движение души, порыв, остановленный на какое-то мгновение. Воспоминание – воздух, которым дышит творчество. Ведь писать с натуры – значит не копировать, а чувствовать. В этом суть. «Соловей поет – ему не больно: у него одна и та же песня...»

Александр Переслегин, судя по его картинам, не ведает об унынии. В жизни его подгоняет неутолимое желание высказаться красками. Успеть высказаться, хотя ему еще нет и сорока, жизни дано в избытке, а он торопится «успеть». Художник он. очарованный близью и далью, не жалеющий красок в прямом и переносном смысле при в общем-то аскетическом образе жизни. Он живет так, словно жизнь – приложение к живописи, а отдых – обдумывание прожитого для изображения.

«Старик» Переслегина меня удивляет загадкой, скорее даже разгадкой вечной тайны жизни. «Друзья» – простотой счастья «жить». «Человек из легенды» – прочностью силы, сокрытой мощью. (Летчик Девятаев бежал из фашистского плена на вражеском самолете.) А среди пейзажей Переслегина мне и грустно и светло, и я могу вспомнить о самом неожиданном, но почему-то забытом.

Приход весны и исход осени – равно приливы вдохновения. «Осень над Казанкой» – и моя осень, освещенная лучом надежды. «Цветы» в глубине комнаты, обязательно в глубине, дарят нам тихое, щемящее ощущение хрупкости скорлупы времени...

Художник работает густыми мазками, краска ложится выпукло, гребешком при близоруком рассмотрении, но издали – это гладь разнотравья поля.

Сиюминутность цветовой гаммы настроения создала импрессионистов. Цвет перестал быть функцией только спектра, а стал необходимостью впечатления: оказалось, трава может отливать голубизной, небо пламенеть зеленью, море разбегаться множеством окрашенных точек. Цвет как бы обрел воздух, поддерживающий крыло птицы, и дал простор линии...

Я не берусь называть традицию Переслегина. Он близок к натуре через дымку воспоминания. Он боится разрушить образ. Он трогателен в соприкосновении с человеком и его душевным складом. Он еще мало заботится о композиции, впопыхах ограничиваясь беглым взглядом. Он увяз в эскизах, ловя миг, но зато избавлен от боязни заболеть профессиональной умелостью. Он ищет по-детски безоружным сердцем, отказывая себе во многом, в том числе чужом опыте напрокат. Сегодня он в деревне, завтра напишет ученого, утром – тени, укрывающие дворик, вечером – фиолетовые деревья в сугробах. И это, без преувеличения, изо дня в день, не напоказ, а в полном самозабвении. Так, я думаю, ищут пути к совершенству, перебирая легко рвущуюся нить Ариадны.

Художник живет и работает в Казани, городе, где вообще сильны ветви художественных и духовных традиций. В Казани Володя Ульянов стал Лениным, духовно родился Горький, впервые запел Шаляпин, учился Лев Толстой, прошел по следам Емельяна Пугачева Пушкин, открыл новую геометрию Лобачевский...

И все это ко многому обязывает – как в искусстве, так и в жизни.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 3-м номере читайте о трагической судьбе одной из фавориток Петра I Марии Гамильтон, о бабушке Лермонтова Елизавете Алексеевне Арсеньевой, о жизни и творчестве замечательной советской актрисы Тамары Федоровны Макаровой, о первой женщине, ставшей почетным доктором Российской истории Александре Яковлевне Ефименко, о большой, бескорыстной и самоотверженной любви между декабристом  Иваном Анненковым  и француженкой Полиной Гебль,  иронический детектив Ольги Степновой «Вселенский стриптиз» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Вода на весах экономики

Н. Ф. Васильев, министр мелиорации и водного хозяйства СССР; П. А. Полад-заде, первый заместитель министра; И. И. Бородавченко, заместитель министра, главный государственный инспектор по регулированию использования и охране вод; В. Ф. Моховиков, заместитель министра; Ю. А. Килинский, главный гидротехник главного управления комплексного использования водных ресурсов отвечают на вопросы специального корреспондента журнала «Смена» Леонида Плешакова

Пою тебе, моя страна

Людмила Зыкина, народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии отвечает на письма читателей «Смены»