В вопросах народного образования и подготовки новых кадров партии приходится вести борьбу на дна фронта. С одной стороны, линии партии противостоят узко - тренировочные методы Гастева, с другой - словесно - начетническая школа, какой до последнего времени остаются наши низшие и средние звенья общего образования.
В этой борьбе партии комсомол неизменно стоит на партийной, ленинской позиции, нанося решительные удары всяким отклонениям от этой позиции на фронте просвещения.
Недавно состоявшееся всесоюзное партсовещание по вопросам образования дало четко выраженные установки, разбило вдребезги явное и скрытое сопротивление политехнический методом народного просвещения.
Но все это далеко еще не снимает с повестки дня задачи дальнейшего разоблачения «гастевщины» и словесных методов обучения, не ослабляет необходимости решительной борьбы с ними как в теории, так и на практике. Особенно на практике, ибо по сей день в силу ряда причин на фронте подготовки новых кадров мы все еще имеем фактические искажения партийной линии.
Основной удар на данном этапе мы должны направить против полуфеодальных пережитков в нашей школе, начетничества, оторванности школы от задач подготовки квалифицированной рабочей силы. Но и удар по «гастевщине», разбитой уже, но еще не добитой, необходимо усилить.
А человек не позабыт:
Он, как квитанция,
пришит
К бюрократическому
чеку.
(БЕЗЫМЕНСКИЙ)
- Делай - раз!
- Делай - два!
- Вольно!
Что это, урок гимнастики? Нет. Это подготовка квалифицированных рабочих, подготовка... по Гастеву.
- Мы растем из железа! - пафосно восклицает Гастев.
Но железо - то это особого свойства. Волокна мускулов Гастев превращает в систему живого автомата, «пришитого» к железу машин и станков. Перед Гастевым нет человека, у него - человеки, которые у машин.
«Нужно добиться того, чтобы рабочий стал придатком к машине», большего не нужно. К чему, мол, рабочему заниматься вопросами ликвидации кулачества как класса - он должен уметь применять нажим, лишь стоя у тисков! К чему рабочему думать об ударничестве - ему необходим лишь четкий удар по зубилу под углом в столько - то градусов. Зачем шоферу обмозговывать все повороты революционной тактики - он должен лишь правильно поворачивать руль машины. Для чего печатнику знать правила арифметического счета - ротация точно отбивает счет отпечатанным листам.
Ведь для рабочего, по Гастеву, «вовсе не характерно его чисто субъективное развитие и образование, а для него характерно именно это производственное поведение». Если для бюрократов человек есть квитанция к чеку, то у Гастева - это один из болтов, винтов или рычагов машины. Гоняют! Что - ж такое? Коль выгонят в окно, гак я влечу в другое! (Крылов)
Такова установка гастевской «установки». Она разоблачена уже давно, ей противостоит установка партии, выраженная Лениным так:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Заметки о литературном молодняке