Это сказалось прежде всего в понимании образа Топаза: это добродушный, наивный простак, идеалист, человек, который кажется глупым, благодаря своей честности. Попавши в компанию Вернеля и увидевши настоящую подкладку своей новой Деятельности, он ужасается так, что ему повсюду мерещится погоня и преследование. Таким образом, превращение Топаза - учителя в дельца - идет мучительно, с большой внутренней борьбой и полно подлинного драматизма. Наконец само делячество Топаза воспринимается в постановке Березина и Воробьева как некий анархический и личный бунт против буржуазного общества, как месть его мелким дельцам, таким как Вернель и Муш, которые еще недавно эксплуатировали его и издевались над ним.
Режиссеры совершенно справедливо всячески пытались подчеркнуть, что таким людям, как Вернель, наживающим себе капитал, противостоят морально крепкие люди труда. Однако сама пьеса не дает возможности показать этой несомненной истины в действиях и поступках участвующих лиц, так что режиссерам осталось только подчеркнуть все это в словах и высказываниях учителей Топаза и Тамива.
Замоскворецкий театр можно поздравить с очередным успехом: в постановке «Болота» он проявил несомненный вкус, большое мастерство, а главное, критически» ПОДХОД к автору, т. с. ту идеологическую зоркость, которая нужна советскому искусству.
В заключение, однако. Нужно сказать, что театру удалось обезвредить автора, но не сделать его близким нам. Таким образом, болото оказалось осушенным, но не превращенным в плодотворную почву.
В противоположность Замоскворецкому театру, театр б. - Корш не проявил достаточного критического чутья при постановке.
Театр б. Корш ошибочно решил, что картина нравов буржуазного общества есть уже сатира на него. Поэтому, спектакль, поставивший своей целью обличить гнилостность буржуазного общества и обнажить разложение политического мира капиталистической страны, добивается как раз обратного, Доказывает и утверждает нерушимость его, заставляет поверить зрителя в отсутствие силы, которая смогла бы сломить политическую плутократию. Для театра б. Корш Топаз кажется честным, потому что глуп и не умеет жить, приспособляясь. Весь анекдот - превращения Топаза из человека честного в афериста - сводится к тому, что у «доброй нянюшки» - буржуазии, которая учила простака как следует жить в «честном социал - демократическом государстве, - оказался ученик, на две головы выше своих учителей.
В заключение, следует сказать, что единственным оправданием постановки «Болота» в обоих театрах могут служить высокие художественные достоинства пьесы - острый и живой диалог, полный остроумия и иронии, ряд интересных и неожиданных положений, словом, все то, что дает актерам широкую возможность к создании ярких и характерных ролей. И, действительно, в обоих театрах играли так превосходно, как только можно играть, изголодавшись по хорошей сценической пьесе и комедии вдобавок.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.