СТАТЬЯ РЕЖИССЕРА ТОВ. ЭНГЕЛЬКРОНА ПОДЫМАЕТ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ ВОПРОС О РАБОТЕ КОМСОМОЛА С ТЕАТРОМ. МЫ ПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ «СМЕНЫ» ОБСУДИТЬ НА ЯЧЕЙКАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ АВТОРА И НАПИСАТЬ НАМ СВОЕ МНЕНИЕ.
Задачи, стоящие перед театром в период напряженной классовой борьбы, не могут ограничиться одними разумно - развлекательными функциями. Эти задачи должны быть тесно связаны с вопросами социалистического строительства, должны содействовать выполнению героической пятилетки. Это прекрасно понял комсомол, который несколько лет тому назад впервые призвал молодежь к штурму неприступных академических твердынь, к развертыванию вокруг театров широкой общественной работы. Ответом на этот призыв явилась мощная волна коллективных просмотров в Ленинграде, Москве и провинции.
Диспуты, организованные после просмотра спорных пьес, дали возможность молодежи подойти вплотную к работе театра, режиссера, драматурга, актера. Они положили начало оживленной, деловой критике работы театров с точки зрения ее созвучности переживаемой нами эпохе.
Каждая новая постановка сопровождалась диспутом и выдерживала яростные атаки комсомольской аудитории. Такие диспуты являлись наилучшим консультантом режиссеру и актеру в их работе над пьесой и образом. Подробно останавливаясь на каждом образе, критикуя работу режиссера, актера, художника, драматурга, рабочая молодежь ставит вопрос, в какой мере театр помогает социалистическому строительству. Не всегда ответ на этот вопрос давался непосредственно после спектакля, и споры о пьесе возобновлялись на специальном широком диспуте, устраиваемом после просмотра спектакля большим коллективом.
Коллективные просмотры и обсуждения пьес в огромной мере содействовали театру в том, чтобы повернуться лицом к вопросам и темам сегодняшнего дня.
Однако в последнее время метод коллективного посещения утратил остроту и свелся в большинстве случаев к обычному организованному просмотру спектакля или картины. На диспуты обычно остаются очень немногие, у себя на предприятиях коллективы также не обсуждают просмотренных пьес. В чем же дело? Где искать причину «вырождения» коллективных посещений театров, ослабления внимания комсомола к диспутам и зрительским конференциям?
Одна из причин кроется, несомненно, в самом репертуаре театров.
Взгляните на репертуар любого столичного и провинциального театра. Много ли вы найдете пьес, изображающих борьбу молодежи за большевистские темпы на производстве, за выполнение промфинплана? Молодежь, играющая сейчас крупную роль в социалистической стройке, в праве желать, чтобы театр каким - то образом это отображал.
Загляните в пункты резолюций комсомольских конференций, и вы увидите, что они требуют: «включить в репертуар пьесы, показывающие борьбу молодежи за новый быт, за активную работу по социалистическому строительству» - Представитель рабочих завода «Серп и Молот», приветствовавший Федерацию пространственных искусств, сказал:
- Дайте образы из нашей жизни и работы и поднесите их в таком виде, чтобы это было понятно каждому рабочему. Советская драматургия должна учесть это требование.
А как театр удовлетворяет законное требование молодежи?
Театры предлагали на ближайшее время удовлетвориться честными и нечестными специалистами всех рангов и категорий и в лучшем случае комсомолками, выходящими в четвертом акте замуж за партийца - ученого. Нужно ли говорить, что такие пьесы ни эмоциональной, ни волевой зарядки молодежи не давали, да и не могут дать. Поэтому вполне понятно, что рабочая молодежь не видела особой нужды тратить порох там, где его можно сохранить, и притом без особого для себя ущерба: ей неинтересно была обсуждать судьбу инженеров Мерцов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.