Силами старых партизан, отважных революционных рабочих и молодых энтузиастов старый Урал превращается в социалистический. Магнитогорский завод одно из крупнейших завоеваний социалистической индустрии - вольет новую, свежую кровь, даст новые силы, вдохнет вторую молодость седому Уралу.
Недавно с Магнитостроя сообщили по телеграфу: «Плотина готова. Забетонировано 100 арок раньше срока... Правый берег вышел победителем. Встречный план выполнен на 100 проц... Правобережное примыкание реки Урал готово»...
На Магнитострое развернулись бои за образцовое выполнение большевистских темпов, превращение «убогой и нищей России» в страну социализма. З. Чаган показывает нам людей сегодняшнего Урала, отважных бойцов на редутах социализма.
Судьбы и деятельность этих людей не пересекаются, а идут рядом. На площадку великих работ они пришли с разных сторон. Страна неохватна, людей - миллионы. У этих двух человек разные возрасты и привычки. Например, инженер Герасимов, придя с работы к бараку, сначала посидит на ступеньках, выкурит папиросу, поговорит с близоруким Ляховичем и лишь потом он поднимется по деревянной лестнице наверх, где начнет тщательно умываться, причесываться. Когда инженер Герасимов будет готов к тому, чтобы сесть за стол и взять в руки приготовленный женой стакан чая, то на отдаленном участке, за три с половиной километра отсюда, молодой арматурщик уже успеет побриться, поесть и основательно, от строчки до строчки, прочесть пол - листа местной газеты. У арматурщика Савичева и у Герасимова, как вы заметили, различные скорости, но это верно лишь отчасти. Савичев спешит на собрание, где подумает о завтрашнем дне и о лучшем способе повседневной работы; Герасимов же, вернувшись с площадки и поужинав, будет работать над картой. Темпы жизни того и другого не пересекаются, а совпадают и движутся в одну сторону, параллельно. И эти два человека, которые не знают друг друга в лицо, будут рядом идти очень долго. Дорога - работа. Работа есть движение, а движение бесконечно. Так бесконечно будут идти эти два человека, у которых та же судьба, что у страны, переделываемой со страстным упорством. Пишу о Герасимове и о другом - арматурщике - потому, что они в повседневной работе проявляют себя пионерами, т.е. зачинателями новых людских отношений, новой культуры труда. И не только так... Эти люди ощущают по - новому жизнь, день, труд, и ощущения эти нигде не описаны. Через год на том месте, где сейчас бревна, котлованы, железо, где стоят бетонолитные мачты, звенят экскаваторы и цепь из железных вагончиков с песком, гравием, щебнем, - через год тут появятся домны, потечет красный чугун. Арматурщики, как и тысяча иных строителей, перейдут на работу в другие места. Последующие пятилетки потребуют новых домен - страшно много нужно нам стали, железа. И всюду строители, переходя со стройки на стройку, будут оставлять, на земле железо - бетонный след из пятидесятиметровой высоты сооружений. Строители передвинутся, уйдут арматурщики. Через несколько лет покинет гору Магнитную и Герасимов. Он будет строить другое, на других великих площадках. И страна, металлически преобразуясь, будет преобразовывать жизнь людей, что расстанутся с рабски тяжелым трудом: такой труд - удел машины. Герасимовы, Савичевы и сотни других магнитогорских строителей - не они ли теперь на примере собственной жизни показывают пионеров новых человечьих путей?
Да, радостно видеть изменение вещи, материи, природы. Котлован будущей домны имел двадцать пять метров в диаметре. До заливки котлована бетоном арматурщики работали над арматурой. Земляной конус с усеченной верхушкой туго охватывался железными прутьями. Арматурщиков прозвали людьми на пружинах. Они быстро изменяли существо котлована. Земля на глазах становилась железной, пропадала рыхлость, бесформенность и осыпанье. Железные прутья тянулись вверх, стлались по низу и ждали бетона. С ним они будут в нерушимом союзе. Арматурщики Савичевы покончили с двумя котлованами домен раньше срока. Это приносит им радость. Вобрав шею в ворот просторной брезентовой куртки так, что голова начинается прямо от плеч, Савичев говорит:
- Каждый сделал бы, но мы сделали быстро.
Журналист спрашивает у Савичева о наряде, подразумевая под этим словом «наряд на работу», путевку из конторки прораба к новому месту работы. Савичев понял «наряд» как вопрос о заработке. И обиделся. Он сказал:
- Мы работаем без наряда. Не справлялись, сколько нам причитается.
И еще:
- Получим так, как получим. Про что еще хочешь знать?
- Как проходит разгрузка платформ?
- В два часа вместо полдня.
- А после двух часов?
- Ждем новой платформы.
Савичев выругался. Он не против разгрузки платформ. На железных дорогах - затор. Подъемные пути Магнитогорска были забиты вагонами. Тут кирпич, цемент, бревна, машины. Некуда было принимать новый груз. Надо расчистить пути и освободить для него это место. Все участники кинулись выбивать пробку на транспорте. Особый трехдневник работы не дал полной победы. Тогда отдельные бригады бетонщиков, плотников и арматурщиков превратились на время в грузчиков. Некоторые плотники и бетонщики жалели на разгрузке свои руки:
- Не наша это работа.
- Но с пробкой надо покончить, все встанет!
- Нет, дай нам нашу работу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
На выставке по политехническому образованию