Идет пробный обмолот. Комиссия дожевывает обед. Толстые члены правления колхоза ждут конца обмолота с тусклыми голодающими лицами.
- Где ваши 5 центнеров с га, а? Смотрите, еле - еле набрали 3.
Подписываются акты. Ставится чепать. Бричка комиссии проваливается в облаке пыли.
Я приехал в колхоз к вечеру. Ломтем дыни лежал на горах кусок зеленой луны. Меня встретил Турлыбек Каруллы - мы познакомились с ним на ссыппункте аула номер Четыре, когда он с любопытством разглядывал блистающие пурки, точные весы, медно-красные щупы...
- Ты хорошо сделал, что приехал. Я думал, ты будешь с комиссией.
- А, дорогой товарищ, - встретили меня члены правления. - Уже поздно. Ужинай и ложись спать. Тут была комиссия. Мы постелем тебе в комнате у председателя.
- Спасибо. Я лягу тут на соломе.
- Хорошо тебе на соломе? - спрашивает Турлыбек.
- Хорошо.
- Это не солома, джолдас - заговорщически шепчет Турлыбек.
Ветер доносит липкий запах, похожий на дым жженого гороха. Где - то курят опий. Далеко за черной стеной садов ржут табуны.
- Это не солома, джолдас, - говорит Турлыбек, - мы лежим на хлебе.
Всю ночь напролет мой друг рассказывал мне о тысяче и одной хитрости бая: как бай прячет скот от мясозаготовок, как бай сеет хлеб, что ни один землемер не может его найти, как бай спасается в колхозах от налогов; он рассказывал мне о весенних посевах, когда бай получал контрактационные деньги, семссуду, товары и с утра до ночи пустая байская сеялка, в которой не было ни одного зерна, ходила по черному вспаханному полю. И осенью черно было поле, а бай плакался на неурожай и советские машины; он рассказывал мне, как косили хлеб, что пятая часть его оставалась на полях, о ночных мельницах, о черных элеваторах баев, об обмолоте и обмолоченной соломе, набитой зерном.
- Ты знал, что это хлеб? - спросил я. - Знал.
- Почему же ты не сказал этого раньше?
- У меня жена и трое детей, - ответил он просто.
- Но ведь ты знаешь, Турлыбек, что завтра же тут будет новая комиссия и завтра мы сделаем новый обмолот.
- Я знаю это.
- И ты, не боишься, что подумают на тебя?
Он помолчал с минуту.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Творчество Фреда Эллиса