ТРОЙКА цвета воронова крыла несла нас по каменистому подножью горы на вершину, к «ОБО» - месту поклонения горным духам. Нас: Пандиту Хамбо - ламу (знающего пять наук, высшего духовного главу - председателя духовного совета Бурятии) и пишущего эти строки.
Чуть не в 1/4 тонны веса патриарх данайской церкви (ветвь буддизма) был зашит в шелка и заткан в парчу: китайские драконы причудливо разбежались по шелку. Легкая деревянная, но вызолоченная тиара - шляпа восседала на иссиня - красной бычьей голове патриарха. Отлакированная и блестящая, она разбрасывала снопы солнечных отражений и слепила глаза. Дородное тело ламы занимало 4/5 сиденья экипажа. На козлах - лама (священник), на запятках - «лакеи» ламы.
«ОБО». Груды собранных камней. Род шалаша из составленных конусообразно молодых деревьев. Посредине - жертвенный столик с дарами - жертвами от земли, воды и воздуха.
Какие - то «именины» Будды, но молящихся, не знаю, было ли человек десять или на единицу больше.
Обливающийся потом, спасаемый от солнца раскрытым над его головой зонтом Хамбо - лама, сидя по - азиатски, совершает «молебен». Скользят в его руках четки, льется тихое завывание молитвы, замерло в зное полотно знамени.
Подняв желтенькие мордочки, прислуживают зумбры. Я рисую.
Пухлые пальцы «патриарха» отбирают у меня коробку «Осима» (цветные японские карандаши), складывают в альбом бумагу и властно - мягко, хитро - дружески усаживают лицом к барану и восточным «пряностям»: «молебен» кончился...
Возвращаемся вниз, в долину, в Гуси - ноозерскую степь. Плавают в лазурной чистоте китайско - пошибные лодочки кровель дацана с золотыми бунчуками и булавами. Расплавленным серебром жарко дышит Гусиное озеро.
О, Хамбо - лама гостеприимен! Расчетливо - хитрое радушие сочетается у него, как и у всего буддийского духовенства, с ловкой лестью и утонченной дипломатией: он обижается при попытке «мзды» за кров и стол: я - гость. На его стол до революции бурят - скотовод возносил «за требу» от 20 до 80 голов. Теперь этого количества нет, но принцип остался. Осталась и тибетская медицина, ключом которой владеет и Хамбо. Его «задачки» - травяные и корне - травные порошки лечат даже от... сифилиса! И за это тоже гонорар. Таково происхождение баранины и пряностей.
В прежние времена бурят уступал почетному гостю - ламе - собственную жену или дочь на ночь. Не чужды аскетам и плутни и обманы. Например, когда невыгодно «понимать», лама, владеющий прекрасно русским языком и говоривший с вами на нем, вдруг заявляет, что он «не понимает, забыл язык»...
Один из ургинских богдо - гегенов (живых богов, воплощений Будды) умер, оказывается, от... сифилиса, другой «святитель» (набранги геген) пьянствовал, стрелял по людям из винтовок.
Таких паразитов, кушающих, молящихся и спящих, Бурятия насчитывает до 10% всего своего населения! И царствию их еще никакого не видится конца! Не лишены интереса основные положения дамской медицины и космогонии. Так, анатомия человека, «если верить» тибетским ученым, состоит из: «сердца, легких, печенки и селезенки; 360 сухих и кровеносных жил, соединенных узлами у горла, пупка и крестца». А «космогонические их прозрения» таковы: «Первый человек «Мандза» сотворен из ладони. Будда разрешил ему взять «ракчису (жену) для размножения». Чья же ладонь «родила» Мандзу - остается неизвестным. Солнце, по данным священной книги «Ганьджур - Данжур» - состоит из огненного хрусталя; его диаметр - около 360 километров и 1 100 километров по кругу. Движение его происходит от воздуха. Луна же, оказывается, из водянистого хрусталя. Землетрясение производит лягушка, на брюхе которой лежит средоточие вселенной - святая гора Сумбер.
Вот, читатель, а вы, бедный, и не знаете, что мир лежит на брюхе лягушки!
Буддизм торжественен и пышен. Он имеет великолепный божественный балет в виде праздника «Цам'а - заклинания и сожжения аллегорического «Сора», прообраза врагов буддизма. По существу уже никто не верит в эту галиматью, и сами буряты совершенно не понимают цели и смысла «Цам'а», но, надевая лучшие свои костюмы, кораллы, стоящие пять - десять быков, они съезжаются за сотни километров - поглядеть, поразвлечься...
Под знойным солнцем в течение всего дня «живые боги», зашитые в прекрасные китайские костюмы, в масках - чудищах ритмически, парами и всем «пленумом» совершают священные танцы под звуки «ухэрэ - бурэ» (труба, ревущая небесным слоном, несколько метров длины) и «ганмин» (труб - ржущих райскими конями, которые перевозят праведников с земли на небо, - медных с берцовыми костями человека посередине).
Совпартшкольцы г. Верхнеудинска - народ живой и веселый. Посмотрите, например, на двух комсомолок, рисунок которых приводится выше: одна из них комически серьезна, так как не хочет рассмеяться и сдерживает себя, а другая задорно смеется все те немногие минуты, которые потребовались для рисунка. Жизнь бьет ключом! Не то, что у схоластов лам, созерцающих «божественную нирвану». Обе они - кандидатки ВКП (б). Они уже знают и другие - и биологические, и политико-экономические законы жизни, нежели те, что знает дряблый ламаизм. Поэтому они веселы: «Какая хорошая эта жизнь, какая умная и красивая!... Красивая, как сам Байкал, как белый барашек неба, прячущийся в седых вершинах Саян от своих братьев - барашков степных... Красивая, как сама Селенга (река), среди гор»!...
О радости «моих» комсомолок поет в своих стихах и комсомольский поэт - бурят Мункэ Сарьдак:
Ах, хорошо цвести веселым,
В глазах лучатся огоньки...
Всю жизнь стлали комсомолу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Вниманию не только комсомольцев Замоскворечья