Пятнадцать лет тому назад американцы закончили подобную работу: в 1913 году был открыт Панамский канал, соединяющий два океана. Американцы этим добились одновременно двух выгод. Они создали новый морской путь, который «исправил ошибку природы», сократив морской путь из Нью - Йорка в Сан-Франциско на 15000 километров, и этим немало способствовали экономическому процветанию Америки. Но тут же Панамский канал дал возможность американскому командованию быстро перебрасывать морской военный флот из Атлантического океана в Великий и значит одним и тем же флотом грозить одновременно двум своим заклятым врагам - Англии и Японии.
Прошло 15 лет, и американское правительство начинает громко кричать о том, что Панамский канал загружен, что он уже не справляется со всей задачей и что необходимо как можно скорее построить новый канал в Никарагуа. А между тем статистика говорит, что через Панамский канал в сутки проходит в среднем около 10 судов, в то время как он свободно может пропускать 60. Ясно, что о перегруженности канала говорить не приходится, и что второй канал будет иметь другую цель. А цель эта очень проста.
Существующий Панамский канал далеко отстоит от Соединенных штатов. Несмотря на береговые батареи, его трудно защитить от нападений. А война неизбежна, и война по всей вероятности с Англией и Японией одновременно. Значит надо исправить ошибку и соорудить другой канал, который был бы ближе.
Правда эта новая постройка потребует вложения сотен миллионов долларов. Правда при сооружении Панамского канала, подобного новому запроектированному, погибло 1200 инженеров и техников, десятки тысяч белых рабочих и громадное количество черных - их без счета сваливали в общие братские могилы. Но что значит все это, раз это требуется генеральному штабу, хотя бы даже штабу самой «миролюбивой» страны мира? И американцы рассчитывают в самом ближайшем времени приступить к этой постройке.
КАНАЛ, СОЕДИНЯЮЩИЙ ОКЕАНЫ.
Если сторонники Гибралтарского туннеля еще могут говорить об экономической выгодности этого сооружения, то американцы даже заикнуться не могут, что третий гигантский проект, задуманный ими, вызван к жизни какой - нибудь экономической необходимостью. Речь идет о новом морском канале, который американцы проектируют в Никарагуа и который, прорезав Центральную Америку, соединит Атлантический и Великий океаны.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Читатели об «Истории одного обвинения», напечатанной в №№ 2 и 3 «Смены» за 1929 г.