- Вы и есть студент? Веселые глаза брызжут смехом.
- Я и есть. Впрочем, извините, я не один. Сейчас нас здесь работает восемь. А что?
- Хотим поговорить о практике.
- Вообще или как?
- Сначала бы «вообще», - смеемся мы, - а потом и «в частности».
- Ну, если «вообще», то поговорите с нашим руководом. Вот и он сам.
Однако, и в облике этого человека с белокурой шевелюрой на голове ничего нет «спецовского». Он - инженер, уже с трехлетним стажем и... лазит под вагоны как простой рабочий. Впрочем, это инженер советской формации.
Мы садимся на какую - то деревянную болванку. Незаметно бежит за беседой время. В этой беседе мы узнаем не мало интересных вещей.
- Теория без практики - мертвый капитал, - говорит нам белокурый «спец». Ну, сами посудите, разве сможет инженер руководить работой, если он сам не умеет снять крышки с мотора?!
- Но, ведь, раньше же руководили.
- Да, руководили, но другой вопрос - как? Опять - таки и требования были не те. А теперь у нас студент вникает во все производственные процессы. Вот возьмите Ивановича. Сегодня он работает на балансировке тележки. Тележку он теперь знает наизусть, - недаром поползал под ней. А придет в вуз, он вам тележку с закрытыми глазами вычертит.
Итак, от вопроса к вопросу, мы узнали, что студенты Электромашиностроительного института 50% учебного времени отдают производственной практике. Неделю в трамвайном парке, другую на Электрозаводе, потом МОГЭС, потом... Впрочем, трудно перечислить все заводы, где работают практиканты. А к концу обучения перед нами не просто специалист, а специалист - производственник, знающий производство, массу, умеющий правильно подойти к ней.
- Практика одухотворяет теорию, - продолжает «спец», он же Николай Петрович. - Но не только в этом значение практики. Она позволяет рабочим следить за обучением втузовцев, контролировать программу.
- Ну, положим, это уже слишком... Это фраза. Николай Петрович обидчиво щурит глаза.
- Нет, не фраза. Походите, посмотрите, убедитесь сами. Вот как раз и перерыв кончился.
Мы ходим по обширным мастерским от вагона к вагону, от пятерки к пятерке. А сбоку, у большого стола, с рядом слесарных тисков, уже закипает спор.
- Постой, Колька, постой, - говорит рабочий. - Вот и сразу видно, что ты не в свои сани сел. Был текстильщиком - по текстильной специальности и шел бы, а то даже напилка в руки взять не можешь. Вот гляди, как надо.
- Ничего, Петрович, он научится, - успокаивает старого рабочего наш руководитель, - ведь, только начал учиться во втузе. Впрочем, - продолжает он, - чепуха бывает. Металлиста посылают в текстильный институт, а текстильщика в металлургический.
А слева от нас другая группа по винтикам разбирает двигатель. В середине парень в синей, лоснящейся блузе, тыкая руками в какую - то проволочную «комбинацию», говорит:
- В реостате ток, встречая сопротивление проводников, теряет свою силу. Чем тоньше провод и больше витков, тем больше потери силы тока. Благодаря реостату мы достигаем плавного пуска мотора без рывков и порчи. А если бы...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.