9 сентября текущего года исполняется столетие со дня рождения одного из величайших русских писателей - Льва Николаевича Толстою. Наша пролетарская общественность готовится торжественно отметить этот юбилей. Однако для нас он не может быть голым торжеством и безразборным восхищением Толстым. Мы должны разобраться в творчестве Толстого и критически усвоить ею колоссальное литературное наследство, потому что мы чтим Толстого - художника, Толстого - мастера непревзойденных образцов реалистическою искусства, и мы отметаем от себя как мертвое, как чуждое для нашей эпохи, его религиозную проповедь. Мы приглашаем читателей поделиться своим отношением к Толстому и теми вопросами и сомнениями, которые у них возникают при чтении его произведений, с редакцией «Смены».
ЛЕВ Николаевич Толстой принадлежит к числу так называемых классиков русской литературы, то - есть писателей, создавших наиболее значительные по своему социальному смыслу и художественным достоинствам произведения.
Романы - «Война и мир», изображающий русскую аристократию эпохи наполеоновских войн, «Анна Каренина», в котором дана трагедия женщины, изменившей нелюбимому мужу и надломившейся под тяжестью своего «преступления», «Воскресенье», рисующий перелом в сознании помещика аристократа, внезапно ставшего свидетелем последствий, вызванных половой связью его в юности с горничной, которая, обманутая им, скатилась на «дно», «Детство», «Отрочество» и «Юность», изображающие развитие самого Толстого, скрытого под именем Николеньки Иртеньева, - вот наиболее крупные вещи знаменитого романиста. За ними следуют «Казаки», в которых слабовольной и вялой натуре дворянина Оленина противопоставлены простые, крепко связанные с природой, цельные натуры казаков, «Крейцерова соната», в трагической форме ставящая вечную в литературе тему «измены», «Власть тьмы» - пьеса, раскрывающая ужас беспросветной деревенской жизни, и т. д.
В мировой литературе немного таких исполинских дарований, как Л. Н. Толстой. Молодой читатель не всегда это сразу поймет. Родившись и получив воспитание в богатой дворянской семье, Л. Толстой, естественно, большую часть своих героев изображал на фоне близкого ему дворянского, аристократического быта. Этот быт ушел в область истории и, будучи сам по себе лишенным большой глубины и значительности, может показаться скучным. Однако, сила Толстого не только в изображении дворянского быта. Мощное дарование Толстого сумело разглядеть сквозь пелену быта такие черты человеческого характера, такие человеческие переживания, которые обогатили сокровищницу художественных образов, независимо от того, что Толстой был дворянским писателем. И, хотя симпатии его тяготели к дворянским героям «Войны и мира», «Детства», «Отрочества» и «Юности» - они встают со страниц этих произведений правдивыми, живыми и в своей человечности отражающими все пороки дворянства.
Начав с того, что в «Детстве», избегая сочинительства, Толстой взял за образец свою собственную жизнь и свои сокровенные переживания, он затем в образе Пьера Безухова из «Войны и мира», Левона из «Анны Карениной», Оленина из «Казаков» и т. д. повторяет этот прием.
Но в этой близости основных Героев самому Толстому кроется разгадка необычайного искусства «перевоплощения», изображения не только поступков героя, но и его переживании, не только догадки о внутреннем мире человека, но и полное проникновение в этот мир.
Писал Толстой очень простым, с точки зрения любителей утонченности, даже грубоватым слогом, но он не писал ничего, что не было бы им глубоко продумано, что не перешло бы из области неясных ощущений в мир полнокровных, целостных образов.
Однако, рядом с высоко - художественными произведениями в творчестве Толстого имеются и слабые стороны: тенденциозные, приспособленные к религиозным воззрениям Толстого «рассказы для народа», публицистически - религиозные статьи, в которых, наряду с критикой официальной православной церкви, содержалась проповедь своеобразной религии и кротости.
В них Толстой пытался стать проповедником, и в качестве учения, которое должно было противопоставляться лживым догматам официальной церкви, выдвинул свое изложение христианской морали.
Главными положениями в нем были «самоусовершенствование личности» и непротивление злу. В своей религиозной проповеди Толстой был очень активен; будучи графом и богачом, Толстой взялся за физический труд, стал носить крестьянскую одежду, писал письма царю, укоряя его в нехристианских поступках, пытался превратить «Ясную Поляну» в центр новой религии. За это православные попы отлучили его от церкви. И, наконец, в глубокой старости Толстой пытается разрушить противоречие между своей проповедью и своим существованием помещика и бежит из родной усадьбы.
Толстой отрицал право капиталистов на эксплуатацию рабочих, но он же отрицал право рабочих на революционную борьбу и единственное спасение видел в духовном самоусовершенствовании угнетателей и угнетаемых. Такое учение не имеет ничего общего с пролетарским мировоззрением. Отрицая церковные обряды, осуждая войны, тюрьмы, казни, всякую власть, - Толстой тем самым отражал недовольство широких масс крестьянства, в котором он во вторую половину жизни искал источников духовного обновления и воскресения. Но, не делая революционных выводов из этого отрицания, он выражал недовольство крестьянства в самой отсталой, искаженной рабскими предрассудками, беспочвенными мечтаниями и противоречивой форме.
Статьи Толстого, посвященные защите его взглядов, и те страницы его художественных произведений, которые преследуют эти нравоучительные задачи, отжили свой век.
В Толстом мы чтим великого художника, а не главу крохотной секты «толстовцев», великого изобразителя могучих жизненных инстинктов, но не проповедника их умерщвления.
Конечно, Толстой - дворянский художник. Но ведь Пушкин тоже - плоть от плоти, кость от кости дворянства. В Гоголе также не трудно изобличить дворянскую природу. Тургенев, Гончаров - дворяне. Неужто они уже не могут быть для нас источником познания не только ставшего историческим быта, но и многих человеческих переживаний, в новой оправе существующих и в наши дни?
Для сегодняшнего человека не утратило свежести то изображение нутряной жизненной силы, какое дано в «Казаках» Толстого. Тот мир, который изображен Толстым в «Войне и мире», «Анне Карениной», «Воскресеньи», уже канул в вечность в нашей стране, но кое - где живут его последыши. Наконец, многие моменты разыгрывающихся в произведениях Толстого психологических драм в другом бытовом обрамлении повторяются в наши дни. Сюжет «Анны Карениной» вовсе не устарел потому, что формируется новый тип семьи, новый тип женщины и новый тип отношений между полами. А разве старые формы отмерли дочиста? Нет. Толстой по-прежнему остается для нас поучительным и интересным, если только мы не устрашимся чуждого нам бытового фона его основных произведений и дворянского происхождения его героев.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.