ХАРБИН - не такое мудреное название города, как Гуй - Чжоу, У - цзю - шень или Чао - тун - шеи - бао, приводящие читателя в смятение причудливостью слов, запутанностью смысла: кто поймет, что тут город, что генерал?
Для многих еще неясен вопрос, что это за город: русский ли, китайский, иностранный, бывают ли там восстания, забастовки, грызутся ли между собой генералы?
Харбинский буржуа, взрастившие на дешевом китайском труде, словно на дрожжах, свои капиталы, умеет веселиться. В 12 часов начинает вертеться, как пущенная умелой рукой юла, «настоящая» ночная жизнь. Вспыхивают огни ресторанов, притонов, публичных домов. Ярче горят зовущие буквы афиш. Прохожий невольно читает:
«Кабаре «Фантазия»
Живые статуи!!! Живые статуи!!!
Все сегодня у нас.
Съезд к 12 часам.
Запись на столик предварительная».
Не удивляйтесь: живые статуи - голые женщины - теперь обычное развлечение в каждом «приличном» кабаре. Иным не завлечешь сонливого обывателя, которому уже приелись такого года рекламы:
«Кабаре «Снежинка».
Кельнерши как снежинки».
В час ночи раздаются джазбандовские мелодии, и пленяющий фокстрот подхватывает людей. И как не подхватить, когда в кабаре «Фантазия» для удобства танцующих пол сделан из зеркала. Это разве не триумф капиталистической техники!
Не раз бывало, что ночью на мотоциклах вкатывались подвыпившие молодые люди в пышные залы кабаре. Восторг, веселье вот что вызывают подобные трюки симпатичных харбинских забавников. А утром авто развозит шумную аудиторию шумных ночным домов смеха и безделья.
...OH получает 20 центов в день, этот восьмилетний мальчуган, работающий на табачной фабрике Лопато. Он обязан 12 - 13 часов в день дышать удушливой табачной пылью, а остальное время проводить на нарах в темной низкой, (густонаселенной фанзе.
Разве такая жизнь юных, но уже много испытавших пролетариев - не лучший толчок к самоорганизации? Но пролетарскому движению китайской детворы противопоставлен кулак чжян - цзо - линов. Эти предприимчивые хунхузы не только угрожают кулаком, они кое - чему другому научились у своих друзей - капиталистов: созданию школ при храмах, где монахи обрабатывают детвору по заказу северных сатрапов.
При храмах, кроме школы, имеются спорт - площадки и обширные участки земли под огороды, пашню, доходами с которых набивают кошельки ловкие священнослужители.
Внутри храма - позолоченная фигура Будды, огромные идолы богов войны, грома, музы.
Вокруг божества - монахи, сияя гладко выбритыми головами, словно биллиардными шарами, ходят гуськом, монотонно мурлыча молитвы. Специально приставленный человек время от времени меланхолически сгоняет мух с мудрого монашеского чела мухобойкой из конского волоса.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.