Ты обрушился всей тяжестью своего идеализма на меня за то, что я, комсомолка, позволила себе, в связи с переходом (пародия на выдвижение) из уборщицы (кстати, моего основного занятия, от которого я, ввиду большой; безработицы, вынуждена была на время отказаться) в машинистки, решительно изменилась. Начала носить коротенькую по колено юбочку, пышно декольтированную кофточку, пудрить и красить свое личико (жаль, что о маникюре почему - то умолчал, наверное, не знал), вращаться в поисках «старичка» в чуждых комсомолу кругах. Если это так, то неужели на 12 году революции, при сравнительно снисходительном благополучии страны, пребывание в рядах комсомола может обязать меня, чтобы я «в порядке союзной дисциплины»... гуляла обязательно с комсомольцами, ходила в «пiдлатаний спiдницi, чобiт, та свитi», строила (как это делают многие) заботливое лицо увлеченного идеализмом человека, жила - вернее давилась бы селедкой и картошкой, вынужденно переживала бы трудности страны... В таком случае, куда девать излишки моего бюджета, которые я, при таком положении вещей, ни в коем случае полностью израсходовать не смогу?.. Копить? Жертвовать? Но, ведь, мы же отвергаем филантропию?
«Щегольство» - абсурдное, нестоящее обвинение. Об этом можно лишь говорить, ссылаясь на возможный или неизбежный отрыв от комсомола. Чего скрывать, замужество, так или иначе, рано или поздно оставляет любую комсомолку, самую ярую; за бортом организации. Наше щегольство естественно, его комсомол и не в силах и не очень - то торопится устранить. Я, как женщина, все равно обречена на беспартийность, но пока, пока можно, я хотела бы оставаться в организации...
Почему я отвергаю брачный союз с комсомольцами? Потому что они - пустые и легкомысленные, не способны по своей ветрености и развращенности создать уют не только для комсомолок, которые связываются с ними, но и для себя. Я, как никто, добиваюсь создания себе семейного очага, чтобы отдохнуть после пережитого. Но бойкот меня комсомольцами ничего общего не имеет с мнением, «что комсомолки любят богатых, ребят, им нужны комоды, ковры и буфет. Бедных они не любят и не хотят с ними - гулять». Я не из тех, которые влюбляются в того или иного товарища не за его личные качества, а только, преследуя честолюбивые замыслы или же погнавшись за деньгами; я не из тех, которые преклоняются перед служебным положением и перед той властью, которая окружает мужчин... Нет. Скажу тебе больше - я ищу бедного из беднейших, но человека, которому можно было бы доверить свою судьбу без опаски. Мое заявление о желании зацепить «старичка» с хозяйством было вызвано целью оправдать бессмысленность связи с комсомольцами, в остальном я бескорыстна.
Вот пример и результаты сожительства с комсомольцами. Ты отлично знаешь этого мерзавца В. С - ко. Этот, с позволения сказать, комсомолец погубил не одну девушку, и, однако, все прошло для него гладко. Я была крайне удивлена, когда прочла в газете сообщение об исключении его из рядов комсомола за всякие грязные там делишки. Очевидно, нет ни слова о разврате потому, что все комсомольцы думают, что девушки сами валятся на них ради ежемесячных 8 - 10 рублей алиментов. Между прочим, об этом мерзком типе или, как выражаются «синей бороде» наших дней, ты тоже почему - то не писал никуда.
Имя «Мери»... Я была под именем «Мери» - уборщицей, мыла полы и сейчас машинисткой выбиваю «на Ундервуде» исходящие.
Я никак не добьюсь точной «марксистской» установки в вопросах быта. Два - три года тому назад комсомолок, которые отказывали в любезности ухажерам, пронизывали жаждущими ласки взглядами, с циничной наглостью расценивали как товар и клеймили именем Маркса мещанками. Сейчас за легкий подход к мужчинам, за ставку на равноправие полов обзывают «именем комсомольской этики» и не без ссылки на Маркса - «лакированными». Поистине, в этой путанице сам черт голову потеряет. Выходит «ни стань, ни ляжь»...
Такое же положение и с внешностью. Когда девушка - комсомолка одета в покрытое грязью платье, ходит в порыжевших от давности и искривленных ботинках, а на не расчесанных волосах носит платок, ее справедливо обзывают неряхой, некультурной; когда же, наоборот, она одевается культурнее и моднее, она становится лакированной...
Ты дышишь яростью военного коммунизма, а это сейчас плохое качество.
Письмо мое уничтожь. Ради бога, не пиши уже больше ничего, а то и так все знают, о ком идет речь.
МЕРИ».
«МИСС МЕРИ!
Одно скажу. «Лакированные» в комсомоле обречены или на возможное перевоспитание или на «механический» отсев, или, как крайность, на изгнание из рядов комсомола. Комсомол никогда не возражал бы против вашей юбочки по колено, декольте, пудры, краски и, как вы не без иронии сообщаете, маникюр, но лишь в том случае, если бы при всем этом «райском облачении» вы оставались комсомолкой.
Я усматриваю в ваших объяснениях желание пощеголять красивыми словцами - и только. К чему, скажите, приведенные вами сногсшибательные примеры? Что мы за культурную жизнь, против неряшливости, что относится и к «спiднидi, чтобiт, та свитi», об этом свидетельствует «культурный поход», предпринятый союзом.
Но если вы одеваетесь «с иголочки» и смотрите свысока на своего товарища, с которым вчера, в ожидании свободного «Ундервуда», вместе мыли полы и чистили уборные, то вы ведете себя не по - комсомольски. Тут ни при чем размер вашей юбки и качество косметики, которую вы употребляете, чтобы личико похорошело. Вы отрываетесь, сами того не замечая, от комсомола, от своего класса.
Ваше загнивание, чуждание комсомола свидетельствует то, что вы пишете: «женщинам связываться с комсомольцами нет никакого смысла. Всегда в бегах, ничего не имеет, изменяет при первой возможности. Другое дело зацепить «старичка с хозяйством». Если комсомолка такого мнения о своих товарищах по организации, что же может сказать высокопробная мещанка, барышня из тех, которые по вечерам «прогуливаются» с неразлучной собачкой на привязи по Крещатику и в свое время вызывавшие у вас отвращение? Она может обливать комсомол грязью, помоями и менее ответственна за это, чем вы, состоящая в комсомоле.
Вы могли быть когда - то в нашей ячейке самой примерной «юной спартаковкой», никаких замечаний не иметь. Но все это было вчера, сегодня вам по поведению и рассуждениям не место в комсомоле.
Ваше обширное письмо ко мне показывает, что вы вовсе не «заблудшая овца», а чуждый элемент в наших рядах.
Стыдно вам, бывшему агитпропу, клеветать на организацию, благодаря которой вы получили образование, вступили в жизнь, что она сознательно не устраняет такие явления, как выход из комсомола комсомолок, вышедших замуж. Комсомол всегда обращал внимание на это ненормальное положение. Но чем виноват комсомол, если вы за два - три года до замужества готовите себе дорожку для выхода из комсомола?
Бывший агитпроп, стыдитесь!... Кто и когда именем Маркса называл мещанками неподатливых комсомолок? Неужели вы дошли до такой низости, что к требованию, исходившему от кучки ухажеров, припутываете имя Маркса.
В «стихах», которые, по вашим словам, принадлежат неизвестному автору, вы жалуетесь, что никто не высказывал вам участия, не помогал. Неправда. Вы сами не пробовали прибегнуть к помощи товарищей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Речь общественного обвинителя Т. Ярцева по делу Деева