Трамы

Михаил Долгополов| опубликовано в номере №126, май 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

ПО ВСЕМ городам нашего Союза стихийно возникают театры рабочей молодежи. Сейчас их насчитывается свыше 50. В большинстве случаев они организуются из клубных драмкружков. Трамам приходится претерпевать огромнейшие трудности в борьбе за признание их права на существование рабочей и комсомольской общественностью. Без денег, без помещений для занятий, часто без поддержки своих же рабочих организаций рабочая молодежь ведет борьбу за создание своего театра.

Старейшим театром рабочей молодежи и основоположником трамовского движения является Ленинградский Трам.

Актеры этого коллектива вышли из рядов рабочей молодежи, были воспитаны комсомолией. Среди актерского состава Трама 95 процентов рабочих от станка.

Своими спектаклями Трам выявил основные проблемы, стоящие перед комсомольской организацией. Каждый спектакль вызывал десятки диспутов; споры у станка переходили в бурные дискуссионные комсомольские собрания.

Последние работы Трама «Плавятся дни» и оперетта «Дружная горка» являются крупными событиями в советском театральном искусстве. Читателям «Смены» памятен тот исключительный успех, с которым проходили гастроли Ленинградского Трама в Москве.

Только после двухлетней напряженнейшей работы Трам освободил 14 своих лучших сотрудников от производства и дал им возможность посвятить себя целиком театральной работе.

Трам сумел стать ярким бытовым образцом не только для театральной среды, но и для всей комсомольской организации. Трамовский коллектив отличается исключительной товарищеской спайкой, редкой бытовой выдержкой и огромной верой в свое дело.

Сейчас Трам имеет в Ленинграде постоянную театральную площадку.

26 ноября 1928 г. Трам праздновал свое трехлетие.

Вслед за Ленинградским Трамом театры рабочей молодежи организовались в Москве, Иваново - Вознесенске, Харькове, Перми, Баку, Нижнем - Новгороде и целом ряде других городов СССР. Пьесы, созданные Ленинградским Трамом, ставятся сейчас по всей Советской стране и имеют большой успех у рабочей молодежи.

В Москве имеются 3 театра рабочей молодежи: Центральный, Замоскворецкий и Рогожско - Симоновский.

К сожалению, до сих пор работа во всех московских Трамах велась разрозненно и без достаточного руководства райкомов КСМ. Только недавно в Центральный Трам был назначен руководителем один из помощников Соколовского - руководителя Ленинградского Трама. За исключением московского Центрального Трама, находящегося в ведении МК ВЛКСМ и УМЗП, остальные Трамы прикреплены к соответствующим районным домам комсомола. Финансовая база, благодаря распыленности даже крайне незначительных средств, отпускаемых каждому Траму в отдельности, крайне неудовлетворительна.

Для того, чтобы наладить более продуктивно работу, пожалуй, было бы целесообразно слить некоторые районные коллективы с московским Центральным Трамом. Установить единые методы преподавания, художественного руководства и воспитания трамовцев.

В 1926 году в Иваново - Вознесенске молодые советские текстильщики положили начало существованию Трама.

Первой своей постановкой «Хулиган» Трам заставил заговорить о себе не только молодежь, но и взрослых рабочих. Следующими работами: «Будни», «Буза», «Мещанка» Трам настолько завоевывает иваново - вознесенского зрителя, что его начинают приглашать «на гастроли» в уездные рабочие районы. Но после «Мещанки» Трам переживает тяжелый финансовый кризис, который заставляет его ликвидироваться, а коллективу слиться с драмкружком. После полуторамесячной дискуссии местные организации обещают Траму моральную и материальную поддержку, но... пока что его выселяют из старого помещения, разгоняя хорошо сработавшийся коллектив.

В том же 1926 году из небольшой группы драмкружковцев организовался Бакинский Трам. Та же борьба за право на существование, помещение, финансовую базу. Недавно Трам был передан в ведение Бакполитпросвета и вздохнул полной грудью: получено постоянное помещение, набраны новые ребята, приглашен режиссер. Утвержден репертуарный план, в который входят: «Плавятся дни», «Зови, фабком», «Шлак», «Малиновое варенье» и др. Все премьеры Трам продает бакинской газете «Молодой Рабочий», которая устраивает коллективные посещения рабочей молодежи.

Недавно организовался Трам в Воронеже - первый в Центрально - Черноземной области. Помимо работ по подготовке пьес «Смотри в оба» и «Страшный суд», проводится учебно-воспитательная работа по поднятию общего культурного уровня трамовцев. При Траме создается симфонический оркестр из рабочих.

В июне 1928 г. был создан Трам в Тюмени. После первой своей постановки «Клещ и уголь» Траму были отпущены средства и он был окончательно утвержден горкомом ВКП(б).

После этой своей постановки трамовцы перешли на углубленную работу по овладению азбукой драматического искусства, проходя ряд театральных дисциплин. Попутно с этим проводится работа по постановке пьесы «Шлак». Всего в этом сезоне Трам даст четыре постановки. Состав Трама колеблется между 26 и 39 человеками, из которых 81 процент партийцев и комсомольцев. И, несмотря на это, у некоторых активистов и даже у секретарей комсомольских ячеек существует непонятное предубеждение и недооценка по отношению к Траму. Между тем, Тюменский Трам получил лучшие отзывы уральской областной печати («Уральский Рабочий», «На смену») и Уралкома, считающего Трам ценным культурным завоеванием комсомола.

Совсем недавно Армавирский комитет ВЛКСМ приступил к созданию Т рама. Обращаясь в Наркомпрос, армавирцы просят помочь дотацией в 150 - 200 рублей на первые 3 - 4 месяца работы. Интереснее всего является то обстоятельство, что организационная работа по созданию Трама была проведена в период культпохода армавирского комсомола. К этому делу было привлечено широкое общественное мнение рабочей молодежи, выявлен актив, готовый работать в Траме. Местные же организации помогают армавирцам мало, будучи сами бедны и страдая (почти как всюду) неверием в это дело.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Уроки из одного обвинения

Речь общественного обвинителя Т. Ярцева по делу Деева